Вс05282017

LAST_UPDATEПт, 26 Май 2017 3pm

Back Вы здесь: Образование в крае Новости

Новости

Общественно-научные предметы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию материалы из опыта работы

Естественные науки (химия и биология)

Региональный компонент школьного биологического образования

Пак Е.Г., старший методист Центра общего образования ХК ИРО

В Хабаровском крае изучение курса биологии осуществляется в условиях вариативности на основе разных авторских программ и учебно-методических комплектов. Региональный компонент  рассчитан на поддержку базового курса биологии таких учебных линий, как В.И. Сивоглазова, В.В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, Л.Н. Сухоруковой и других. Введение регионального компонента в содержание школьной биологии помогает раскрыть многообразие растительного и животного мира Хабаровского края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности природных объектов и результаты антропогенного воздействия на окружающую среду.

        Он позволяет познакомить школьников с многообразием живого мира Хабаровского края и возникающими локальными экологическими проблемами. При организации занятий можно широко применять принцип межпредметности, используя возможности не только дисциплин естественно-математического цикла, но и возможности литературы, изобразительного искусства, музыкальные средства, - все то, что влияет на эмоционально-ценностную сферу личности учащихся. Содержание биологического краеведения имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к родному дому. Материал краеведческого содержания обладает большим воспитательным потенциалом, так как позволяет развивать экологическую культуру учащихся. Одним из особенностей введения регионального компонента является его практическая направленность и реализация системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

        Широкое использование практических и лабораторных работ при освоении курса школьной биологии активизирует самостоятельную учебную деятельность школьников. Учителю предоставляется возможность реализовать с учётом вариативности выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, подготовленности учащихся и резерва времени. Использование теоретических знаний на практике предполагает проведение экскурсий в природу, местный краеведческий музей, на пришкольный учебно-опытный участок. Используя  электронные образовательные ресурсы, представляющие совокупность взглядов на проблему, учитель способен обеспечить достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном  и поликультурном обществе. Этому будет способствовать и использование дополнительной литературы – хрестоматий, словарей, справочников, определителей животных и дикорастущих растений Хабаровского края. Хабаровским краевым институтом развития образования были выпущены электронные справочные пособия «Флора Хабаровского края», «Животный мир Хабаровского края», которые имеются в каждой школе края.

        На занятиях учителю необходимо использовать  как можно больше натуральных объектов – это живые и гербарные экземпляры дальневосточных растений, чучела животных. Накоплению разнообразного дидактического материала, наглядности будут способствовать и летние задания.

В результате изучения регионального компонента обучающиеся научатся:

  • визуально узнавать и называть как можно большее число видов редких растений и животных;
  • узнавать по иллюстрациям, живым объектам, гербарному материалу виды растений и животных Хабаровского края; 
  • осуществлять классификацию биологических объектов Хабаровского края на основе определения их принадлежности к определённой систематической группе;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • называть ценностные свойства различных видов растений и животных, особенно редких; место этих видов в Красной книге России и Хабаровского края;
  • раскрывать роль растений и животных края в деятельности людей, быту малых народностей Приамурья;
  • знать и аргументировать пути и способы охраны редких видов растений и животных;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека и природе

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных, грибах в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет ресурсах, анализировать, оценивать, переводить её переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению флоры и фауны Хабаровского края, представлять работу на защиту и защищать её;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живым объектам (признание ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознанные, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  •  работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных и грибов; планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;
  • выполнять различные виды природоохранной деятельности в близлежащей окружающей среде;
  • участвовать конкретными делами в пропаганде идей охраны редких и исчезающих растений, животных и грибов Хабаровского края.

Региональный компонент по химии

Ст. методист Центра общего образования ХК ИРО

 Бухарова Раиса Федоровна

Региональный компонент по химии отсутствует в содержании общего образования, разработанного в 1990-2010 гг. в Хабаровском крае.

Основные отрасли промышленности нашего региона связанные с содержанием предмета это

  1. добыча полезных ископаемых
  2. обрабатывающие производства, в том числе: деревообработка, целлюлозно-бумажное производство, производство кокса и нефтепродуктов, резиновых и  пластмассовых изделий, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.

В связи с тем, что все химические производства изучаются только в старшей школе, причем на профильном уровне, в курсе основного общего образования следует обратить внимание на полезных ископаемых.

Хабаровский край – настоящая кладовая природных богатств. Но особенно богат  край своими недрами. По добыче золота край занимает седьмое место в стране. На территории  учтены 377 месторождений, из которых 24 относится к рудным. На их долю приходится 82,5% объема всех разведанных запасов. Разрабатывается 66 месторождений из 179 пролицензированных. Обеспеченность активными запасами золота рудного – 3-10 лет, россыпного – 3-5 года.

В качестве регионального содержания дополнительного к основному химическому содержанию на ступени основного образования можно рекомендовать при изучении таких тем, как:

Содержательная линия Региональный компонент

Вода. Растворы

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе

Минеральные (лечебные) воды, лечебные грязи: Гаванское месторождение (представляет собой участок донных отложений оз. Гавань (Кини) в 3 км к Юго-Западу от бальнеолечебницы «Анненские воды» и в лагуне Сомон вблизи п. Де-Кастри).

Гаванское месторождение лечебных грязей может служить минерально-сырьевой базой для крупного грязевого курорта (II группа месторождений по запасам).

Неметаллы IV – VII групп и их соединения

Соединения углерода и кремния

Добыча каменного угля и производство кокса для металлургической промышленности: по состоянию на 01.01.2013 г. Государственным балансом запасов в Хабаровском крае учитываются 6 месторождений угля, включающих 32 участка (объекта учета), в том числе 3 с бурыми и 29 с каменными углями.

В распределенном фонде недр числятся 4 участка Ургальского каменноугольного месторождения и 2 месторождения: Худурканское каменноугольное (коксовые угли), Мареканское буроугольное (Охотский район). Главным образом, добывались каменные угли из группы газовых, преимущественно подземным способом. Обеспеченность промышленными запасами шахты Северный Ургал с учетом производственной мощности составляет 36 лет.

Территория Хабаровского края на севере граничит с провинциями с установленной промышленной алмазоносностью. В качестве одной из наиболее перспективных площадей на поиски месторождений алмазов рассматриваются юго-западные фланги Ингилийской интрузивно-купольной структуры, где закартированы Западно-Ингилийское и Восточно-Ингилийское поля развития трубок ингилитов, близких по составу кимберлитам.

В пределах Аяно-Майского перикратонного прогиба установлены дайки лампроитов, а в подшейкерной фракции шлиховых проб, отобранных на этой же площади, обнаружены алмазы.

Строительство кирпичного завода в п. Токи Ванинского района (силикатная промышленность)

Фосфориты и апатиты

Металлы и их соединения

Металлы в природе

добыча драгоценных и цветных металлов (AU - Перевальное, Светлое, Нони, AU/Cu – Малмыжское, Sn – Правоурмийское)

восстановление обогатительной фабрики в п. Горный Солнечного района (ПАО «Руслово» - единственное в РФ) Светлое в Охотском муниципальном районе, компанией ОАО «Полиметалл УК», с объем добычи до 1 т золота в год. Ввод в эксплуатацию — 2017 год.

-      Кутын в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе, компанией ОАО «Полиметалл УК»,  объем добычи до 1 тн  в год. Ввод в эксплуатацию — 2016 г.

-      Нони в Верхнебуреинском муниципальном районе, объем добычи до 1,5 т золота в год, 2017 г.

-      Перевальное в Аяно-Майском муниципальном районе,  ООО «Амур золото»,  объем добычи до 1 т в год,  2016 г.

-      Дяппе в Ульчском муниципальном районе, объем добычи до 1 т  в год, 2018 г.

На ближайшее десятилетие предприятия  обеспечены и платиной, которую добывают на россыпях реки Кондер. По  добыче этого металла край занимает второе место в стране.

Промышленные запасы каменного угля превышают 1 млрд т, прогнозные ресурсы коксующихся углей – 4 млрд т. Прогнозные ресурсы запасов месторождений бурого угля, расположенных в Среднеамурском бассейне  – 7 млрд т.

Также  в крае расположено семь крупных оловорудных районов. Добыча и обогащение оловянных руд ведутся в Комсомольском рудном районе. Месторождения эти комплексные, содержащие помимо олова промышленные концентрации меди, серебра, вольфрама, висмута, индия.

В Аяно-Майском районе найдены крупные запасы циркония.

Кроме перечисленных видов минерального сырья имеются цеолиты, каолиновое сырье, цементное сырье, базальты. Значительны запасы минерально-строительного сырья, а также камней самоцветов, агатов, яшмы, халцедонов, ряда поделочных и облицовочных разновидностей камней. В болотах и озерах значительны запасы торфа и сапропеля. Разведаны и эксплуатируются месторождения термальных и питьевых минеральных вод.

Край богат полезными ископаемыми - имеются олово, ртуть, железная руда, каменный и бурый уголь, графит, брусит, марганец, полевой шпат, фосфориты, алуниты, строительные материалы, торф. Предприятия цветной металлургии специализируются на разработке оловянно-полиметаллических и золотосеребряных руд, россыпных месторождений золота и платины. Используемые руды месторождений - полиметаллические, содержащие до 20 компонентов, в том числе редкие металлы. Золотодобыча в основном ведётся на россыпных месторождениях старательскими артелями. Нижнеамурским ГОКом разрабатывается крупное месторождение коренного золота "Многовершинное" в районе г. Николаевска-на-Амуре. В бассейне реки Мая открыты многочисленные проявления нефти. В Аяно-Майском районе залегают мощные пласты высококачественных углей.

В Хабаровском крае находится единственное не полностью разведанное месторождение ртути Ланское (Ветвистое). Его балансовые запасы категории С2, относящиеся к нераспределённому фонду, составляют 512 т. Прогнозные ресурсы ртути по территории Хабаровского края не утверждались.    

Государственным балансом в Хабаровском крае учитывается мелкое месторождение урана Ласточка. В результате проводившихся в больших объёмах поисково-разведоч-ных работ также оценены авторские запасы по двум малым месторождениям, расположенным в Верхнебуреинском и Аяно-Майском районах. Они не утверждены по причине малого количества запасов и расположения в экономически неосвоенных районах.

Месторождение урана Ласточка представляет собой одну крутопадающую и пять пологих залежей, связанных между собой непрерывными переходами. Промышленные запасы составляют 3,9 тыс. т при содержании урана 0,107 – 0,184 %. Сопутствующим металлом является молибден, запасы которого составляют 408 т при содержании 0,046 %. Руды относятся к легкообогатимым, извлечение в товарный продукт 43,7-97,4 %. Месторождение находится в резерве ввиду малых запасов урана и слабой освоенности района, но обладает возможностью прироста запасов за счёт изучения глубоких горизонтов.

Месторождение урана Молодёжное представляет собой рудное тело в форме крутопадающей линзы, в которой минералы урана находятся в виде мелких рассеянных вкраплений и сгустков пылевидных частиц в древних осадочных породах. Руды легкообогатимые, извлечение металла в товарный продукт составляет 96 %. Запасы урана в количестве 630 т при содержании 0,08 % балансом не учитываются из-за малого количества. В то же время, месторождение имеет ресурсы увеличения запасов как на глубине, так и по простиранию рудоносного горизонта.

Месторождение Тавитчак находится в Аяно-Майском районе и представляет собой 11 мелких рудных тел сложной формы, по которым были подсчитаны ресурсы в количестве менее 1 тыс. т.


[1] Приложение 1

Русский язык и литература

Региональный компонент литературного образования

Ст. методист Центра общего образования ХК ИРО

 Ромашко Ирина Иосифовна

Региональный компонент литературного образования школьников вводится с целью обогащения российского образовательного пространства и включает ту часть содержания литературного образования, в которой отражено своеобразие культуры (литературы) Дальнего Востока.             Ключевая идея освоения учащимися регионального компонента литературного образования - от освоения региональной культуры (литературы) к российской, а затем к мировой.                                                                                                                                                                   Реализация регионального компонента содержания литературного образования направлена на:

-  приобщение к чтению и изучению значимых для духовного и нравственного развития и соответствующих возрастной эволюции школьников - читателей произведений дальневосточных авторов;

-   формирование представления о дальневосточной литературе как о социокультурном феномене, жизнеспособной ветви мирового древа культуры (литературы);                                                                                                                                                                                                       - воспитание ценностных ориентиров личности, нравственной оседлости, культуры отношений, чувства “малой родины“, патриотизма;                        - развитие через содержание литературного образования культурных традиций региона, эстетических способностей школьников.

Критериями отбора художественных произведений дальневосточной литературы для изучения в общеобразовательных учреждениях края служат доступность и соответствие возрастным особенностям школьников; высокие идейно-художественные достоинства, привлекательность формы и содержания произведения; общественное и литературное значение произведения для современников; возможность углубления на основе художественных текстов знаний о литературе и формирования специальных умений, предусмотренных государственными учебными программами.

 

Искусство

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»

Директор Центра общего образования ХК ИРО

 Гарник Екатерина Алексеевна

Художественно - эстетическое образование призвано помочь школьникам освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные. От картин родной природы, родной песни к пониманию искусства своих ближайших соседей и мировой художественной культуры - таков путь познания национальных и культурных ценностей.

 «Законна гордость любого народа своими памятниками, свои­ми изобретениями, своим фольклором, своей музыкой и литера­турой. Больше того, если такой гордости нет - это признак како­го-то серьезного национального неблагополучия. Гордиться на­роду следует своим большим и небольшим вкладом в культуру человечества, ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто   свое, неповторимое, а потому особенно ценное». Эти слова Д. Лихачева ярко отражают современную тенденцию в раз­витии образования, направленную на внедрение регионального компонента в учебный процесс общеобразовательных учрежде­ний края.

И если регионализация мыслится как условие и средство ре­шения культурно-воспитательных и духовно-нравственных за­дач, то можно выделить ряд актуальных направлений.

  1. Вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность через формирование представления о дальневосточной художе­ственной культуре, занимающей важное место в общественной жизни региона, России.
  2. Развитие культуры этноотношений, через восприятие культуры коренных народов Дальнего Востока.
  3. Воспитание любви к родному краю, чувства малой роди­ны через культурные традиции региона.

«Исходным научно обоснованным положением в изучении искусства родного края и региона является формирование понятия, что любой вид искусства — это та отстоявшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным содержанием» (Ю. Борев).

В связи с этим целесообразно содержание работы по внедре­нию регионального компонента рассматривать, учитывая следующие факторы:

  • наличие разнообразных объектов художественной культуры;
  •  уровень развития художественно-творческой деятельности

местных профессиональных, самодеятельных и национальных художников, композиторов, поэтов и писателей, архитекторов и мастеров народно-прикладного искусства.                                                      

Кроме того, наиболее целесообраз­ным вариантом освоения содержания регионального компонента является процесс инфильтрации его содержания в содержание ПООП.

Осваивая выразительные и изобразительные возможности музыки, дети услышат звуки родной природы в мелодиях народов Дальнего Востока («Чайки», «Гуси», «Ветер»), нивхов («Песня рыбака», «Медведь и собака»).

Мелодии народов хабаровского края обогатят содержание уроков музыки в начальной школе при изучении таких содержательных линий предмета как:  «Мир музыкальных звуков», «Ритм – движение жизни», «Мелодия – царица музыки», «Музыкальные краски», «Жанровое разнообразие в музыке».

В содержательных линиях «Народное музыкальное искусство», «Традиции и обряды», «Широка страна моя родная», «Песни народов мира»,  логика изучения  и предполагает более высокий уровень зна­комства с музыкой родного края. Это разучивание песен «Над тайгой заря занимается» самодеятельного композитора Р. Васи­льева и «Одиннадцать гусят» профессионального композитора Э. Казачкова, слушание трудовой песни ительменов «Кимчижка», сравнение их с русской народной и профессиональной музыкой по эмоционально-образному содержанию и особенностям музыкального языка; это знакомство с разнообразием видов искусст­ва ительменов, коряков, нивхов, нанайцев, с ролью музыки в их жизни, с обычаем «дарения песни», с музыкальными инструмен­тами, изготовленными руками народных умельцев из природного материала, с особенностями интонационно-методического строя, со своеобразными приемами вокальной техники. При этом дети воспринимают человека с его неповторимым и уникальным богатством внутреннего мира, проникаются уважением к культурам других народов.

Тематика основной школы в содержательных линиях «Музыка как вид искусства», «Народное музыкальное творчество (музыкальный фольклор народов России, знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона)» ориентирует на целостное, комплексное освоение художественной картины мира при ведущей роли му­зыки.

При осознании детьми природных, жизненных явлений, социаль­но-нравственных аспектов как основы создания произведений различных видов художественного творчества, учитель обогащает содержание урока сказками, стихами, репродукциями картин, музыкой творцов Дальнего Востока, «Амурские сказки» Д. Нагишкина с иллюстрациями Т. Павлишина, дающие пред­ставление о народном творчестве, быте, обычаях, прикладном ис­кусстве народов Приамурья. Это направление сохраняется и во всех последующих классах.

Музыка В. Румянцева, С. Томбака, Н. Менцера, Ю. Влади­мирова, Б. Напреева, Э. Казачкова, произведения П. Комарова, С. Смолякова, С. Феоктистова, Б. Копалыгина, А. Пассара, А. Са­мара и др. должны занять свое достойное место в рабочей про­грамме по предмету «Музыка».

Примерные музыкальные произведения  для использованияк в начальной школе:

  • «Колыбельная» - муз. С. Томбака - слушание. Пример песни.
  • «Одиннадцать гусят» - муз. Э. Казачкова, сл. И. Кульской.
  • «Ветер» (наигрыш на талытале) - мелодии коряков.
  • «Чайки» (наигрыш на гыткомнане) - слушание.
  • «Песня рыбака» (мелодия нивхов) — слушание.
  • «Одиннадцать гусят» — муз. Э. Казачкова, сл. И. Кульской
  • «Над тайгой заря занимается» - муз. Р. Васильева, сл. М. Яковлева «Кимчижка» (трудовая песня) — мелодия ительменов — слушание.
  • «Над больным» (камлание) - мелодия ительменов — слушание.
  • «Идут солдаты ротами» - муз. В. Румянцева, сл. С. Тельканова - слушание.
  • «Шуми, Амур» - муз. В. Румянцева, сл. С. Феоктистова - слушание.

В основной школе:

  • «На краю земли» - муз. Гевинсмана, сл. Г. Регистана - слушание.
  • «Над тайгой заря занимается» - муз. Р. Васильева, сл. М. Яковлева - слушание.
  • «Храбрый Азмун». Сказка Д. Нагишкина.
  • «Песня охотников» — ульчская народная песня - обработка Г. Угрюмова, сл. П. Лонки - разучивание песни.
  • «Чайкин, «Гуси», «Ветер» - мелодии коряков - слушание. «Чайки» - худ. фото Ю. Муравина - слушание. «Подснежник» - муз. Д. Кабалевского — пение. «Подснежник» — стихи И. Бронфман.
  • «Подснежник» - худ. фото Ю. Муравина.
  • «Подснежник» П.И. Чайковского «Времена года» - слушание.
  • «Храбрый Азмун» — сказка
  • «Над тайгой заря занимается»
  • «Песня охотников» - пение
  • «Нанайский вальс» - Н. Мендер - слушание, пение.
  • «Амурские волны» — муз. Кюсе-Попова, сл. Васильева - слушание.
  • «Шуми, Амур» — муз. В. Румянцева, сл. С. Феоктистова - слушание.
  • «Мчится песня над Амуром» - муз. В. Румянцева, сл. Тельканова - слушание.
  • «На сопках Манчжурии» - муз. И. Шатрова — слушание.

В программах «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского и «Изобразительное искусство» под ред. В.С. Кузина исключительное место по своему значению занимают разделы, посвященные национальной культуре.

Вводятся они очень органично для учебного содержания в соответствии с уровнем художественного развития учащихся: в начальной школе - в связи с развитием целостного представления о культуре своего народа и народов мира; в среднем звене - в процессе формирования художественного мышления подростков при изучении произведений искусства.

Независимо от того, по какой программе работает педагог, методических приемов, тематики и содержания учебного материала, при освоении национально - регионального компонента необходимо руководствоваться содержанием предмета «Изобразительное искусство», обозначенным в Примерной основной образовательной программе. Содержание введения регионального компонента определяется задачами, связанными с изучением произведений изобразительного и декоративно - прикладного искусства, в которых отражены природа, быт как эстетический фактор, психология людей, их художественные представления, исторический опыт.

В данный контекст органично входит изучение творческой деятельности и профессиональных местных и самодеятельных мастеров из народов, деятелей культуры и искусства, творчество которых тесно связано с родным краем, регионом.

В начальной школе целесообразно нужно знакомить детей с творчеством известных дальневосточных художников (Г.Павлишина, А. Лепетухина, Г. Панкина, Е. Короленко, А. Федотова, А.Г Гейкера и др.), изучить опыт декоративно - художественного оформления улиц, площадей, зданий, общественных мест (парков, стадионов). Кроме этого приобщать обучающихся к произведениям декоративно - прикладного искусства коренных народов Приамурья и Севера, через  овладение первоначальными знаниями о традиционных орнаментах коренных народов.

В основной школе необходимо расширять знания учащихся о творческой деятельности дальневосточных художников - живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, художников местных театров, формировать представления о традиционных художественных ремеслах народов Приамурья (вышивке, аппликации, резьбе по дереву, плетению из лозы, обработке бересты, рыбьей кожи), а также народов Севера (резьба по кости, гравировка, обработка меха и кожи). Но, главное, формировать устойчивый интерес к деятельности местных художников, мастеров декоративно - прикладного искусства, потребность общения с произведениями искусства через посещение художественных выставок, музеев, научить оценивать художественные качества произведений искусства народов Дальнего Востока.

Объем учебного материала, глубина и широта его раскрытия, порядок изучения отдельных тем с учетом решаемых задач могут варьироваться в соответствии с возможностями образовательного учреждения, творческим потенциалом самого педагога, интересами и склонностями обучающихся, уровнем их художественно – эстетического развития.

Педагогам предметной области «Искусство», вводя национально - региональный компонент следует ориентироваться на нравственно - ценностное отношение к искусству, культуре, на целостность каждого блока программы, логику подачи учебного материала.

Примерная тематика уроков по изобразительному искусству с использованием национально - регионального компонента:

  • «Выражение характера изображаемых животных».
  • «Изображение природы в разных состояниях».
  • «Выражение характера дальневосточных животных»
  • «Дальневосточный пейзаж».
  • «Игрушки народов дальневосточного региона».
  • «Посуда народов Приамурья». «Ковры народов Приамурья». (Индивидуальная или коллективная работа).
  • «Маски народов Приамурья». (Лепка маски шамана и ее украшение или вырезание масок животных по мотивам национальных орнаментов).
  • «Музеи народного декоративно - прикладного искусства».      Посещение залов декоративно - прикладного искусства народов Дальнего Востока.
  • «Пейзаж родной земли».
  • «Селения коренных народов Приамурья и Севера».
  • «Образ человека в искусстве дальневосточных художников».
  • «Древние корни народного искусства».
  • «Народная праздничная одежда».        
  • «Единство конструкции и декора в жилище народов дальневосточного региона».
  • «Интерьер жилища народов Приамурья».
  • «Конструкция и декор предметов быта народов Приамурья и Севера».

Тема урока.

  • «Одежда народов Дальнего Востока».
  • «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие».   
  • «Мир природы в произведениях дальневосточных художников».
  • «Портрет в живописи».  Как фрагмент уроков с использованием репродукций и иллюстраций дальневосточных художников - живописцев.

 

Нужно принять участие!

Уважаемые коллеги! На портале "Общественная экспертиза нормативных документов в области образования" продолжается профессионально-общественное обсуждение и экспертиза проектов концепций преподавания учебных дисциплин.В настоящее время активными проектами, открытыми для обсуждения, являются:

- Концепция преподавания дисциплины «Обществознание» в Российской Федерации (сроки проекта: 20 апреля 2017 года – 19 мая 2017 года);

- Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» (сроки проекта: 11 апреля 2017 года – 10 мая 2017 года);

- Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации (сроки проекта: 10 апреля 2017 года – 10 мая 2017 года);

- материалы по обновлению содержания общего образования (по всем учебным предметам)

Хабаровское учебно-методическое объединение по общему образованию просит подключиться лично и организовать участие представителей стажировочных площадок (действующих в рамках ФЦПРО), краевых инновационных площадок, педагогических работников, школьных методических объединений,  органов государственно-общественного управления, родительской общественности ваших образовательных организаций в экспертизе представленных проектов документов.

Подкатегории