Вс07232017

LAST_UPDATEСр, 19 Июль 2017 11am

Back Вы здесь: Мы делаем Аттестация Мы делаем ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Архив Проект Учитель-учитель Развитие социальной компетентности в коллективе театр песни "Акварель"

Аттестация

Развитие социальной компетентности в коллективе театр песни "Акварель"

Развитие социальной компетентности учащихся в коллективе театр песни «Акварель»

Мартынова Е.К.,

педагог дополнительного образования

МОУ СОШ № 4 г. Николаевска-на-Амуре

Введение. Социальная компетентность сегодня играет главную роль везде, где люди встречаются, взаимодействуют, сотрудничают друг с другом. Благодаря социальной компетентности человек приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Важнейшей характеристикой современного этапа общественного развития являются стремительно разворачивающиеся инновационные преобразования социальной среды. Следовательно, обществу и государству нужны люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся социуме, люди творческие, активные, с универсальными способами действий. Сегодня стратегия модернизации российского образования предполагает реализацию нового для нашей системы образования компетентностного подхода. При сохранении фундаментальности образования усилена его практическая жизненная направленность. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности. На протяжении десяти лет работаю с детским музыкальным коллективом театр песни «Акварель». На разных этапах его становления возникали разные проблемы, которые заставляли меня ставить новые задачи, тем самым двигаться вперёд. Коллектив рос количественно, и мне как музыканту хотелось, чтобы он был ещё и на высоком профессиональном уровне. Анализируя результаты деятельности театра, я пыталась выявить и понять, что мешает добиваться поставленной цели. Анализ диагностики коллектива и его участников обозначил проблему. Одной из главных составляющих успешности театра, является не только овладение вокально-хоровыми навыками, актёрским мастерством. Важно так же создать дружный, крепкий, сплочённый коллектив, участники которого научатся уходить от конфликтов, будут не способны подвести товарища в ответственный момент, уважительно относиться к чужому мнению, научатся слушать и слышать другого, принимать и высказывать критику, радоваться успехам своих товарищей, принимать других детей такими, какие они есть, «болеть» душой за общее дело, работать в команде, сотрудничать, сохраняя свою индивидуальность, быть терпимыми друг к другу, то есть воспитать личностные качества учащихся, сформировать их социальную компетентность. Главным показателем сформированности социальной компетентности у моих воспитанников, я определила их социальное взаимодействие:

1. Работа в команде. Сотрудничество.

2. Владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов.

3. Толерантность. Данная проблема определила выбор моей методической темы: Развитие социальной компетентности учащихся в коллективе «театр песни».

Цель деятельности: развить социальную компетентность у учащихся в коллективе театр песни «Акварель».

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной во всём мире, о чём свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время, как в России, так и за рубежом. Рассматривая сущность социальной компетентности, многие исследователи, определяют ее как знания, умения, навыки, способы (модели, шаблоны, сценарии) поведения в различных сферах социальной жизни человека (Pfingsten U., Hintsch R., 1991; Rubin K.H., Rose-Krasnor L., 1992; Шульга Т.И., Слот В., Спани-ярд X., 2001; Куницына В.Н., 2001; Зобов Р.А., Келасьев В.Н., 2005). Содержание понятия социальной компетентности приходит в соответствие с ее лингвистическим значением.

Толковый словарь русского языка (Ожегов СИ., 1991, с. 281) приводит следующую трактовку понятия «Компетентный» - это знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области; обладающий компетенцией (то есть правами и полномочиями). Термин «социальный» понимается как общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе (Словарь иностранных слов, 1988, с.466), таким образом, лингвистически понятие «социальная компетентность» определяется как знания и способности в области общественных отношений.

Существуют разные взгляды и понимания сущности социальной компетентности. На основе обобщения существующих подходов социальную компетентность можно определить как интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Социальная компетентность позволяет в достаточно эффективной степени решать проблемы в социальной среде. Процесс формирования социальной компетентности человека разворачивается последовательно и происходит на протяжении всей его жизни. Он начинается в семье, затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждениях, школе, вузе и на протяжении всей жизни. Школе не удаётся, в полной мере, подготовить подрастающее поколение к усложнившимся требованиям современного общества. Средствами одной только классно-урочной деятельности решить эту задачу невозможно. Поэтому возникает потребность в новых, отвечающих возрастным особенностям детей и специфике современной ситуации средствах, дополняющих социализирующий потенциал семьи и школы.

Новизной моего личностного опыта является то, что в условиях общеобразовательной школы мною организован театр песни и созданные в нём условия не только развивают вокально-хоровые навыки, актёрское мастерство, творческие способности, а также формируют социальную компетентность учащихся.

Данный опыт может быть полезен, руководителям детских творческих коллективов, педагогам дополнительного образования, специалистам культурно-просветительных учреждений в приобщении детей к миру искусства. Руководителям, работающим над развитием и формированием коллектива, сталкивающимся с проблемами взаимоотношений детей в нём.

Аналитическая часть. Театр песни «Акварель» был создан в 1999 году на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школы № 4 г.Николаевска-на-Амуре». Театр начинался с вокальной группы. За 10 лет вокальная группа переросла в театр песни численностью 41 человек. ГОД КОЛИЧЕСТВО ВОСПИТАННИКОВ 1999 10 2007 26 2008 35 2009 41

Мною были поставлены две  задачи.

1. Развить музыкально-творческие способности и актёрское мастерство учащихся.

2. Создать крепкий, сплочённый коллектив. Решение этих задач необходимо для профессионального роста театра.

 Эти задачи неразделимы, и одинаково значимы. Определяющим признаком развитого детского коллектива, на мой взгляд, выступает не только определённые умения, мастерство, но и максимально развитая социальная компетентность детей, то есть умение сотрудничать, работать в команде, выстраивать взаимоотношения и т.д. Таким образом, коллектив лишь тогда является коллективом, когда каждый его учащийся социально компетентностная личность. В то же время, сформировать социально компетентностную личность можно лишь в условиях коллектива. Поэтому, проектируя свою деятельность, для достижения поставленной мною цели - развитие социальной компетентности у учащихся в коллективе театр песни «Акварель», я привлекаю все возможности коллектива, как такового. Коллектив в театре выступает инструментом для формирования социальной компетентности учащихся.

В основу работы с коллективом положен опыт социальных педагогов (Т. С. Шацкого, А. С. Макаренко, Ю. И. Иванова), внесших большой вклад в осмысление социально-средового уровня социальной педагогики. Основными принципами коллектива являются:

• приносить радость людям» (причем не вообще, а каждым своим конкретным делом), то есть фактически речь идет об определении социального адресата деятельности)

• коллективность, как метод заботы друг о друге,

• коллективность, как метод выстраивания деловых и уважительных отношений, направленных в конструктивное русло и творчество,

• коллективность, как основной метод формирования активной позиции. Чтобы научить детей взаимодействовать, сотрудничать решаются следующие задачи:

1. создание у детей мотивации взаимодействия, направленность на совместную работу;

2. обучение детей правилам, которые помогут им правильно взаимодействовать;

3. обеспечивание опыта взаимодействия участников театра

К числу важных моментов в организации детского коллектива относится разновозрастность учащихся театра. Возраст участников «Акварели» от 6 – до 18 лет. Коллектив составляют четыре возрастные группы.

• Подготовительная группа – 6-8 лет- 7человек

• Младшая группа – 9 – 12 лет – 9 человек

• Средняя группа – 13 – 15 – 13 человек • Старшая группа – 16 -18 – 12человек

В небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.

Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников. Занятия в каждой группе проходят три раза в неделю по 2 часа. (в подготовительной группе 35-10-35) По способу организации занятия: коллективные, малые группы и индивидуальные. Один раз в неделю сводная репетиция всего театра песни. Разновозрастный состав театра песни нивелирует обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу малых групповых интересов.

Ребенок испытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие. Однако проводить сводные репетиции было трудно, сказывалась разница в возрасте, особенностей характера. Это мешало решать творческие задачи. Тогда в занятия были введены тренинги, работающие на создание весёлой атмосферы и свободного общения, как можно чаще стали проводить встречи всего коллектива в неформальной обстановке. Сводные репетиции, концерты, гастроли, общение ребят в неформальной обстановке (походы, чаепития) сплотили воспитанников разных возрастных групп. При таких формах взаимодействия воспитанники театра стали приобретать навыки общения с людьми разного возраста, разных интересов, старшие воспитанники учатся с заботой относиться к младшим, уважать их интересы, поддерживать «детские» разговоры, а младшие, в свою очередь, выстраивать дружеские, уважительные отношения с взрослыми. Для малышей старшие «Акварельцы» всегда являются эталоном, образцом для подражания. В театр песни «Акварель» принимаются все желающие. Первые занятия с вновь прибывшими ребятами это особые занятия. На таких встречах присутствует весь коллектив (от мало - до велико), проводятся весёлые тренинги на знакомство, участники «Акварели» сами делают небольшой экскурс в историю создания театра с просмотром видеозаписей выступлений акварельцев, рассказывают новичкам, ЧТО для них театр песни «Акварель», чему они здесь учатся. На таких встречах «царит» общий «дух». Цель проведения таких занятий, чтобы каждый «новичок» захотел влиться в коллектив театра и стать полноценным его участником. В этот момент все дети ощущают себя коллективом.

Часть детей легко осваивают основы вокала, участвуют в концертных номерах,  успешны в музыкально-творческой деятельности, а некоторым это всё даётся с трудом. Для того, чтобы удержать менее успешную часть детей, помочь им ощутить себя значимыми для театра, важно  вовлечь их в общие дела коллектива. В театре «Акварель» таким воспитанникам поручается готовить декорации, атрибуты, отвечать за костюмы, за дисциплину, готовить афиши, программы, участвовать в оформлении кабинета, сцены, участвовать в создании сайта  «Акварели», портфолио, то есть, создаётся ситуация успеха. Создание ситуации успеха на занятиях театра песни является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него уверенности в своих силах.

Таким образом, такая группа детей зарабатывает авторитет и уважение всего коллектива. ( Саша В., Даша Г., Настя С.). Эти дети с радостью ходят в театр, и, несмотря на то, что в вокальном отношении успехи у них средние, они чувствуют себя значимыми, нужными. В нашем коллективе есть дети, которые в своих классах «изгои». Наше общение с ними начиналось с «порога». Например, Саша В., Даша Г., Настя С. очень долго наблюдали за репетициями в замочную скважину, затем стали «наблюдателями» в зале, а теперь активные участники театра. Наблюдения за ними показали, что в результате занятий в театре песни, произошли изменения: дети стали увереннее в себе, приобрели в театре друзей. Учителя-предметники отметили их возросшую активность на уроках и рост статуса в классном коллективе. Есть такая категория детей, у которых не складываются отношения в семье. Они приходят в «Акварель» и ко мне лично за советом. Мы много беседуем, если возможно, то обсуждаем создавшуюся проблему сообща с ребятами, это помогает им пережить ситуацию, разобраться в себе, в своих поступках. С родителями воспитанников я поддерживаю тесные доверительные отношения. В личных беседах, и при анкетировании они отмечают благотворное влияние коллектива театра песни «Акварель» на их детей. Большое значение в жизни коллектива имеет соуправление. Коллективно был выбран актив, каждая группа имеет старосту, сложились устойчивые традиции, разработан Устав. В Устав вошли положения, формирующие коллектив, как самоценную педагогическую среду для развития социальной компетентности учащихся, это:

• Дисциплина

• Правила общения

• Творческая активность, инициатива

• Чувство ответственности

• Взаимоуважение

• Чувство сорадования за положительный результат товарищей. Приложение №3

Так как устав был разработан самими детьми, каждый его пункт коллективно обсуждался и выносился на голосование, то и контролировать выполнение устава мне не приходится, эту роль возложили на себя сами дети. Такая внутренняя организация коллектива выстраивает характер взаимоотношений, таким образом, что проводит всех воспитанников театра через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, принимать и выслушивать критику, быть терпимыми друг к другу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений. Всех участников театра объединяет одна социально признаваемая музыкально-творческая деятельность. Такая деятельность является не только средством формирования детского коллектива, а также формирует определенные отношения его участников:

а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение; например: каждая возрастная группа театра готовит свои концертные номера, которые потом объединяются в одну целостную концертную программу театра песни «Акварель». Каждый ребёнок вносит в общее творческое дело свой посильный вклад. Перед такими концертами проходит очень много сводных длительных репетиций. Здесь дети учатся сотрудничать, несмотря на усталость побеждать свои отрицательные эмоции, находить пути бесконфликтного решения спорных ситуаций.

б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;

в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого участника театра песни (от планирования дел до оценки ее результатов);

г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для "контактного" коллектива –возрастной группы театра, потом для всего театра песни «Акварель», для школы, города.

д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении. Специфика коллектива заключается в сочетании вокального, театрального искусства, включая элементы хореографии, что позволяет осуществить главную задачу - сделать песню зримой. Коллектив назван театром, так как каждый концертный номер – это мини-спектакль.

Для создания музыкального образа, важно овладеть элементами хореографии, пластикой движений, актёрским мастерством. Каждое занятие состоит из нескольких разделов:

 • актёрский тренинг

• вокально-хоровая работа

• работа над элементами хореографии

Потенциал хореографии, музыки, театрального, искусства дает возможность рассматривать их как важнейшую сферу формирования и проявления художественно-творческой активности, средства самореализации личности и выхода в активную социальную жизнь.

Каждое занятия в театре песни «Акварель» начинается с комплекса актёрского тренинга. Приложение №4

Развитие актёрских способностей помогает приобрести не только уверенность в себе, возможность внешне моделировать своё поведение, но и удивительную внутреннюю свободу, умение быстро адаптироваться в сложных ситуациях, своеобразную «гибкость души». Этому способствует тренинг. Дети на занятиях с удовольствием участвуют в актёрском тренинге, готовы выполнять любые задания, тем самым, сбрасывая отягощающий груз закомплексованности. Используемые тренинги собраны мною из многих источников, но в основе всех лежит единая система, созданная К.С. Станиславским. Актёрский тренинг развивает внутреннюю потребность в совершенствовании, потребность в творчестве. Творческое начало выражается ещё и в подвижности души, ума и даже тела. Очень важно обнаружить и развить эмоциональность, возбудимость, волевые качества, которые выражаются в способности погрузиться – до конца поверить в то, что делаешь в тренинге. Тренинг помогает проявить и развить своеобразие человеческой натуры, её содержательность - некий ум, чувства, глубину чувствования. Не менее важное качество – способность к сопереживанию, состраданию, отзывчивости, умение посмотреть на мир глазами другого человека, всё это ведёт не только к развитию актёрских творческих способностей, но и к развитию толерантности. Большая часть тренингов проводится коллективно («зеркало»; «картинки» и др.)

Здесь воспитанники развивают способность:

• слушать, наблюдать за другими членами группы,

• учатся воспринимать события и динамику процесса в группе;

• учатся выслушивать критику и спорить с другими;

• прислушиваться к чужому мнению,

• бесконфликтно решать спорные вопросы.

В процессе выполнения заданий руководитель наблюдает, помогает, изучает, как у детей развиваются умения конструктивно взаимодействовать и общаться, то есть, как ребята учатся уступать друг другу, слушать друг друга, подчинять свои интересы общему делу. Часть тренингов проводятся парами («отстающие движения»; «хозяин и раб» и др.). Эти тренинги работают на развитие внимания, а также направлены на овладение умением работать в команде, сотрудничать, взаимодействовать в паре. На каждом занятии один из учащихся выступает в роли «тьютора», проводит тренинг с учащимися самостоятельно, выполняя функцию руководителя. Выполнение этой функции для ребят очень почётно, здесь участники театра пробуют свои силы в организаторских способностях, развивая лидерские качества, учатся руководить, терпимо относится к ошибкам своих товарищей, приобретают опыт выполнения разнообразных социальных ролей. Во время занятий отводится время для рефлексии учащимися их совместной деятельности. Дети анализируют процесс выполнения задания и полученный результат. Тем самым, учатся адекватно оценивать себя в системе межличностных взаимоотношений «акварельцев». Ведущим методом работы с детьми выступает метод «игры». В игре ребёнок как бы моделирует жизнь. Игра является средством адаптации к настоящему и одним из способов моделирования поведения в будущем. В актёрском тренинге такой способ моделирования – это различные сценические этюды. Также в игре ребёнок сбрасывает с себя ролевые «маски», его поведение становится нетрадиционным, неадекватным, происходит своеобразная проверка своих сил, возможностей в экстремальных ситуациях. А также, в этюдах мы искусственно создаём и проигрываем сложные конфликтные ситуации. Анализируя сыгранный этюд и посмотрев на ситуацию со стороны, учащиеся приобретают банк навыков ненасильственного разрешения конфликтов. Тренинг должен быть сознательным и комплексным (сразу на все элементы психотехники), целенаправленным и с выдумкой.

Приложение №5

Примерная схема построения первой части занятия:

1. Актёрские игры для создания весёлой атмосферы свободного общения («Сантики», «Письмо» и др.)

2. Психофизический настрой («Фигуры перестановок», «Трамвай», «Упражнения на напряжение и расслабление мышц», «Мысленное действие» и др.)

3. Упражнения, развивающие произвольное внимание («Зеркало», «Отстающие движения», « На одну букву» и др.)

4. Упражнения развивающие воображение и фантазию («Аббревиатуры», «Упражнения на память физических действий», «упражнения с магическим «если бы», «Цепочка ассоциаций» и др.)

5. Упражнение на взаимодействие с партнёром и общение («игра Путаница», «Сиамские близнецы» и др.)

6. Упражнение на развитие артистической смелости и импровизациозности («Животные», «Ожившие предметы» и др.)

При подготовке и проведении занятий учитываются :

• Возрастные особенности группы (время занятий, способ общения и подача материала).

• Упражнения не должны вызывать лишнего напряжения, внутреннего дискомфорта

• Занятия выстраиваются по принципу «от простого - к сложному».

• Игровое начало – основа всех упражнений и заданий для любого возраста.

• Не пытаюсь «Объять необъятное». Лучше довести до качественного конца какое-либо одно или небольшую группу заданий, чем перескакивать с одного на другое, не фиксируя и не исправляя ошибки.

• Девиз всего тренинга «Быть, а не казаться» (необходимо прожить то, что происходит, поверить в то, что делаешь «здесь и сейчас», а не изображать и имитировать действие) • домашние задания (наблюдение)

Выполнение этих условий позволило добиться следующих результатов. На основе представленных театрально-педагогических технологий у большинства воспитанников отмечено повышение мотивации к саморазвитию. По результатам диагностики ярко просматривается положительная динамика изменений в развитии самосознания детей.

Особо значимые изменения произошли в сфере самоотношения участников театра песни:

• Дети научились позитивному принятию критической оценки товарищей (Изольда К., Настя С., Алёксей. С., Саша П.)

• При распределении ролей, выборе солистов стали более терпимы (Настя Л., Настя Ш., Андрей Н., Таня. М.)

• Ранее доминирующие лидеры, вносящие конфликты, проявили готовность к пересмотру личностной позиции и более реалистической оценке собственных возможностей с учетом мнения окружающих (Андрей Н., Сергей С., Илья А.)

Результаты диагностики  показали, что театрально-педагогические технологии влияют на формирование позитивного опыта самореализации, развития личностных качеств учащихся,  компетентности социального взаимодействия и социокультурной адаптации детей в  среде сверстников.

Достижение таких результатов, позволило качественнее и продуктивнее осуществлять музыкально - творческую деятельность. Среди различных видов искусства одним из ведущих по силе воздействия на людей является музыка, из-за специфичности ее эмоционального содержания. Она является самым действенным средством пробуждения в человеке человека.

«Тот, у кого нет музыки в душе, Кого не тронут сладкие созвучья, Способен на грабеж, измену, хитрость; Темны как ночь души его движенья...» В. Шекспир. 

Известно, что около четырех тысяч лет назад египтяне называли музыку «лекарством для души». Платон считал, что «музыка – средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с самим собой». Для древних греков музыка была средством, «которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека».

Наибольшая часть времени на занятиях театра песни « Акварель» отводится музыке, вокально-хоровой работе. Вокально-хоровая работа направлена на формирование специальных музыкальных навыков: певческой установки, звуковедения, певческого дыхания, развития артикуляции, овладения видами атак, развития мелодического и гармонического слуха. В основу постановки голоса положена новая технология обучения вокалу по программе к.п.н., доцента кафедры музыкального образования В.В.Емельянова «Фонопедический метод развития голоса». Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллектива, дружбы, а также оказывает исключительное влияние на формирование определённых личностных качеств, необходимых для формирования социальной компетентности. Этому во многом способствует правильно подобранный репертуар. Единство музыки и слова усиливают его воспитательное значение.

Репертуар театра песни «Акварель» формируется на основе высокохудожественных произведений, опираясь на следующие критерии:

• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

• Учет особенностей этнокультурной среды жизнедеятельности детей; (исполняя песни народов Нижнеамурья, воспитываем толерантность)

• Учёт возможностей коллектива • Учёт интересов детей За годы работы исполнено более 120 произведений.

Приложение №6 Тематика репертуара разнообразна и решает различные задачи:

• Воспитание чувства прекрасного

• Воспитание любви к Родине

• чувство любви к матери

• Воспитывающие чувство дружбы

• Взаимопонимание полов

• Воспитывающие чувство любви к природе

• Произведения, воспитывающие толерантность

Само содержание песни воспитывает, заставляет детей задумываться, дети, проживая песню, переносят пережитое на свою жизнь, свои личные, отношения, чувства, приобретая жизненный опыт. Сам процесс освоения репертуара театра песни всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам театра.

В работе присутствуют три уровня, которые обеспечиваются средствами вокально-хорового музицирования:

1. Вокально-технологическое научение (голос как инструмент, через который дети наиболее полно могут выразить мир собственных чувств и получить эстетическое удовлетворение).

2. Художественное воспитание ("проживание" детьми музыкальных образов и самовыражение языком музыки).

3. Общепедагогическое воздействие на личность ребёнка с обеспечением действенной социализации (формирования чувства коллективизма при сохранении чувства "Я" и понимания собственной значимости каждым участником театра).

В организации процесса формирования социально компетентной личности воспитанников средствами вокального искусства, использую следующие подходы:

• деятельностный, предполагающий включение учащихся в различные виды деятельности; (Подготовка к концерту, репетиции);

• личностно-ориентированный, направленный на поддержку детской индивидуальности, развитие индивидуально-личностных способностей учащихся; (индивидуальный подбор репертуара; написана многоуровневая программа «Театр песни»).

Приложение №7

• интегрированный, основанный на взаимосвязи и взаимодействии различных видов искусства; (хореография, театральное искусство, вокал);

• региональный, позволяющий совершенствовать содержание учебно-воспитательного процесса на основе этнокультурных особенностей региона (включение в репертуар произведений народов Нижнеамурья, и песен дальневосточных авторов).

Таким образом, вокальное искусство - искусство полифункциональное, оказывающее многостороннее воздействие на детей: психофизиологическое, эстетическое, эмоциональное и прочее. Оно способствует гармоническому развитию интеллектуальной и духовной сфер личности, что является благодатной почвой для развития и формирования социальной компетентности учащихся. В результате общения с искусством, происходит образование внутреннего мира ученика от ценностных художественных ориентаций, к социальным установкам и планам. Примерно таким путём развивается индивидуальная личностная система предпочтений в мире ценностей, обозначаемая понятием социально компетентная личность.

Благодаря такой системе работы дети научились сотрудничать в коллективе:

• дружно работают в команде; • стараются избегать конфликтов;

• стали доброжелательнее, участливее друг другу;

• коллектив стал дружным и сплочённым.

Таким образом, сделан большой результативный шаг на пути к развитию социальной компетентности личности. О том, что театр песни «Акварель» сплоченный творческий коллектив, доказывает следующая диагностика.

Приложение №8

Анализ полученных данных, позволяет сделать вывод о том, что по сравнению с 2006-2007, 2007-2008 годами, в 2008- 2009 году практически все показатели выросли. Обработка данных констатирует переход развития коллектива театра песни «Акварель» с уровня СРЕДНИЙ (2006-2007года) до уровня ВЫСОКИЙ (конец 2008-2009).

Достигнутый результат позволил коллективу вырасти качественно. В мае 2006 года коллектив стал лауреатом премии главы Николаевского муниципального района в области самодеятельного народного творчества, награждён дипломом лауреата и денежной премией, 2009 – дипломант краевого Губернаторского конкурса детско-юношеского художественного творчества, в ноябре 2009 года – театру песни «Акварель» присвоено почётное звание «Образцового коллектива». Это явилось самым ярким показателем успешности театра песни «Акварель».

Приложение №9 Коллектив ведёт интенсивную концертную деятельность.

Приложение №10 Ежегодно театр песни выступает с сольной программой на площадках города и района.

Приложение №11 Начиная с 2000 года, театр песни является постоянным участником районных смотров детской художественной самодеятельности, где неоднократно занимал первые места. За последние три года коллектив был участником более чем в 85 концертных программах - это традиционное участие во всех мероприятиях школы, в торжественных и досугово-развлекательных мероприятиях городского и районного масштаба. Приложение №12 С 2005года театр песни завязал тесную творческую дружбу с муниципальным учреждением «Межпоселенческий районный Дом культуры». Благодаря этому содружеству в течение 2008 года было создано несколько театрализованных концертных программ, которые с успехом прошли не только в городе, но и на сценических площадках района. За последние годы творческие постановки, отличающиеся содержанием, высоким исполнительским уровнем, культурой, повысили престиж коллектива. Не раз отмечались администрацией города и района благодарственными письмами и почётными грамотами. Приложение № 13 Театр песни «Акварель» знают в городе, о нём пишут в районных газетах, выступления участников коллектива видят на экранах местного телевидения, слышат в радиопередачах.

Проектная часть. Заключение. Коллектив как любой живой организм может существовать только в динамике развития. Старшие уходят, на смену приходят новые дети, из разных семей, с разными моральными устоями. И всем им нужно научиться жить в коллективе, сотрудничать, решать проблемы в различных ситуациях, приобретать навыки взаимопонимания, соблюдать Устав театра… Важно, чтобы «акварельцы» сами учились регулировать свои взаимоотношения, выстраивали их на основе тех правил, норм, ценностей, которые общеприняты у нас в коллективе, хранили, поддерживали и развивали традиции, устои театра песни «Акварель». Поэтому, проектируя свою дальнейшую деятельность, вижу необходимым организацию самоуправления в коллективе как важного условия его дальнейшего развития. Самоуправление учащихся позволит детям самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах коллектива. Такая организация будет способствовать развитию социальной активности детей. А социальная активность является необходимым условием достижения более высокого уровня социальной компетентности личности, как интенсивного общественно-значимого процесса, направленного на саморазвитие. Такая организация работы в театре позволит достичь более высоких результатов и в музыкально-творческой деятельности. Позволит осуществить творческий проект – «Постановка музыкального спектакля силами театра». Таким образом, творческая деятельность театра песни «Акварель» направлена на создание такой модели образовательной среды, которая способствует разрешению противоречий между запросами современного общества и результатами образовательной деятельности, целью которой являются конкурентоспособные выпускники, освоившие и способные осваивать разные виды деятельности, использующие свои способности в любых жизненных ситуациях. активно стремящиеся к самоопределению и самореализации в обществе и умеющие продуктивно адаптироваться в окружающем его социуме на основе знаний о социальной действительности, сформированности социально значимых качеств, способностей и умений. Готовить детей к осмысленному, реальному и деятельному восприятию мира – вот единая главная задача школы и театра песни «Акварель».

Список литературы

1. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации / авт. – сост. Е.Х.Афанасенко и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 190 с.

2. Кульневич, С. В., Иванченко, В. Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. Практическое пособие для руководителей образовательных учреждений дополнительного образования детей, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: изд-во «Учитель», 2005. – 324с. – ISBN 5-87259-296-5.

3. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. – 228 с.

4. Кульневич, С.В., Лакоцепина, Т.Н. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2000.

5. Когородский, З.Я. Первый год. Начало (текст) / З. Я. Когородский. – М.: Советская Россия, 1975. – 112с.

6. Лыхина Т., Лыхин А Микросреда – коллектив детско-юношеского клуба

7. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации перелома // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 61--68.

8. Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.

9. Методическая разработка ФМРГ / В.В.Емельянов; И.А.Трифонова

10. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 1987.- 297с.

11. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.

12. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.

13. Социальная компетентность: режиссура совместных действий/ Под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой.- М.: “Гратис”, 2006.- 240 с.

14. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии / С.Ю. Кидин, отличник нар. Просвещения, заслуж. Работник культуры. – Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с.

15. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе // Известия Уральского государственного университета. 2007. № 50. С. 47--51.

16. Учурова, С.А. Социальная компетентность как задача современной школы [Текст] / С.А.Учурова // Педагогическая компетентность как условие результата образования: материалы районных Педагогических чтений 2006г.– Екатеринбург, 2006. - С.104-105