Вт09172019

LAST_UPDATEПн, 16 Сен 2019 3pm

Важные мероприятия

     План график 2019  1

Большие мероприятия

Искусство

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»

Директор Центра общего образования ХК ИРО

 Гарник Екатерина Алексеевна

Художественно - эстетическое образование призвано помочь школьникам освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные. От картин родной природы, родной песни к пониманию искусства своих ближайших соседей и мировой художественной культуры - таков путь познания национальных и культурных ценностей.

 «Законна гордость любого народа своими памятниками, свои­ми изобретениями, своим фольклором, своей музыкой и литера­турой. Больше того, если такой гордости нет - это признак како­го-то серьезного национального неблагополучия. Гордиться на­роду следует своим большим и небольшим вкладом в культуру человечества, ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто   свое, неповторимое, а потому особенно ценное». Эти слова Д. Лихачева ярко отражают современную тенденцию в раз­витии образования, направленную на внедрение регионального компонента в учебный процесс общеобразовательных учрежде­ний края.

И если регионализация мыслится как условие и средство ре­шения культурно-воспитательных и духовно-нравственных за­дач, то можно выделить ряд актуальных направлений.

  1. Вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность через формирование представления о дальневосточной художе­ственной культуре, занимающей важное место в общественной жизни региона, России.
  2. Развитие культуры этноотношений, через восприятие культуры коренных народов Дальнего Востока.
  3. Воспитание любви к родному краю, чувства малой роди­ны через культурные традиции региона.

«Исходным научно обоснованным положением в изучении искусства родного края и региона является формирование понятия, что любой вид искусства — это та отстоявшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным содержанием» (Ю. Борев).

В связи с этим целесообразно содержание работы по внедре­нию регионального компонента рассматривать, учитывая следующие факторы:

  • наличие разнообразных объектов художественной культуры;
  •  уровень развития художественно-творческой деятельности

местных профессиональных, самодеятельных и национальных художников, композиторов, поэтов и писателей, архитекторов и мастеров народно-прикладного искусства.                                                      

Кроме того, наиболее целесообраз­ным вариантом освоения содержания регионального компонента является процесс инфильтрации его содержания в содержание ПООП.

Осваивая выразительные и изобразительные возможности музыки, дети услышат звуки родной природы в мелодиях народов Дальнего Востока («Чайки», «Гуси», «Ветер»), нивхов («Песня рыбака», «Медведь и собака»).

Мелодии народов хабаровского края обогатят содержание уроков музыки в начальной школе при изучении таких содержательных линий предмета как:  «Мир музыкальных звуков», «Ритм – движение жизни», «Мелодия – царица музыки», «Музыкальные краски», «Жанровое разнообразие в музыке».

В содержательных линиях «Народное музыкальное искусство», «Традиции и обряды», «Широка страна моя родная», «Песни народов мира»,  логика изучения  и предполагает более высокий уровень зна­комства с музыкой родного края. Это разучивание песен «Над тайгой заря занимается» самодеятельного композитора Р. Васи­льева и «Одиннадцать гусят» профессионального композитора Э. Казачкова, слушание трудовой песни ительменов «Кимчижка», сравнение их с русской народной и профессиональной музыкой по эмоционально-образному содержанию и особенностям музыкального языка; это знакомство с разнообразием видов искусст­ва ительменов, коряков, нивхов, нанайцев, с ролью музыки в их жизни, с обычаем «дарения песни», с музыкальными инструмен­тами, изготовленными руками народных умельцев из природного материала, с особенностями интонационно-методического строя, со своеобразными приемами вокальной техники. При этом дети воспринимают человека с его неповторимым и уникальным богатством внутреннего мира, проникаются уважением к культурам других народов.

Тематика основной школы в содержательных линиях «Музыка как вид искусства», «Народное музыкальное творчество (музыкальный фольклор народов России, знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона)» ориентирует на целостное, комплексное освоение художественной картины мира при ведущей роли му­зыки.

При осознании детьми природных, жизненных явлений, социаль­но-нравственных аспектов как основы создания произведений различных видов художественного творчества, учитель обогащает содержание урока сказками, стихами, репродукциями картин, музыкой творцов Дальнего Востока, «Амурские сказки» Д. Нагишкина с иллюстрациями Т. Павлишина, дающие пред­ставление о народном творчестве, быте, обычаях, прикладном ис­кусстве народов Приамурья. Это направление сохраняется и во всех последующих классах.

Музыка В. Румянцева, С. Томбака, Н. Менцера, Ю. Влади­мирова, Б. Напреева, Э. Казачкова, произведения П. Комарова, С. Смолякова, С. Феоктистова, Б. Копалыгина, А. Пассара, А. Са­мара и др. должны занять свое достойное место в рабочей про­грамме по предмету «Музыка».

Примерные музыкальные произведения  для использованияк в начальной школе:

  • «Колыбельная» - муз. С. Томбака - слушание. Пример песни.
  • «Одиннадцать гусят» - муз. Э. Казачкова, сл. И. Кульской.
  • «Ветер» (наигрыш на талытале) - мелодии коряков.
  • «Чайки» (наигрыш на гыткомнане) - слушание.
  • «Песня рыбака» (мелодия нивхов) — слушание.
  • «Одиннадцать гусят» — муз. Э. Казачкова, сл. И. Кульской
  • «Над тайгой заря занимается» - муз. Р. Васильева, сл. М. Яковлева «Кимчижка» (трудовая песня) — мелодия ительменов — слушание.
  • «Над больным» (камлание) - мелодия ительменов — слушание.
  • «Идут солдаты ротами» - муз. В. Румянцева, сл. С. Тельканова - слушание.
  • «Шуми, Амур» - муз. В. Румянцева, сл. С. Феоктистова - слушание.

В основной школе:

  • «На краю земли» - муз. Гевинсмана, сл. Г. Регистана - слушание.
  • «Над тайгой заря занимается» - муз. Р. Васильева, сл. М. Яковлева - слушание.
  • «Храбрый Азмун». Сказка Д. Нагишкина.
  • «Песня охотников» — ульчская народная песня - обработка Г. Угрюмова, сл. П. Лонки - разучивание песни.
  • «Чайкин, «Гуси», «Ветер» - мелодии коряков - слушание. «Чайки» - худ. фото Ю. Муравина - слушание. «Подснежник» - муз. Д. Кабалевского — пение. «Подснежник» — стихи И. Бронфман.
  • «Подснежник» - худ. фото Ю. Муравина.
  • «Подснежник» П.И. Чайковского «Времена года» - слушание.
  • «Храбрый Азмун» — сказка
  • «Над тайгой заря занимается»
  • «Песня охотников» - пение
  • «Нанайский вальс» - Н. Мендер - слушание, пение.
  • «Амурские волны» — муз. Кюсе-Попова, сл. Васильева - слушание.
  • «Шуми, Амур» — муз. В. Румянцева, сл. С. Феоктистова - слушание.
  • «Мчится песня над Амуром» - муз. В. Румянцева, сл. Тельканова - слушание.
  • «На сопках Манчжурии» - муз. И. Шатрова — слушание.

В программах «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского и «Изобразительное искусство» под ред. В.С. Кузина исключительное место по своему значению занимают разделы, посвященные национальной культуре.

Вводятся они очень органично для учебного содержания в соответствии с уровнем художественного развития учащихся: в начальной школе - в связи с развитием целостного представления о культуре своего народа и народов мира; в среднем звене - в процессе формирования художественного мышления подростков при изучении произведений искусства.

Независимо от того, по какой программе работает педагог, методических приемов, тематики и содержания учебного материала, при освоении национально - регионального компонента необходимо руководствоваться содержанием предмета «Изобразительное искусство», обозначенным в Примерной основной образовательной программе. Содержание введения регионального компонента определяется задачами, связанными с изучением произведений изобразительного и декоративно - прикладного искусства, в которых отражены природа, быт как эстетический фактор, психология людей, их художественные представления, исторический опыт.

В данный контекст органично входит изучение творческой деятельности и профессиональных местных и самодеятельных мастеров из народов, деятелей культуры и искусства, творчество которых тесно связано с родным краем, регионом.

В начальной школе целесообразно нужно знакомить детей с творчеством известных дальневосточных художников (Г.Павлишина, А. Лепетухина, Г. Панкина, Е. Короленко, А. Федотова, А.Г Гейкера и др.), изучить опыт декоративно - художественного оформления улиц, площадей, зданий, общественных мест (парков, стадионов). Кроме этого приобщать обучающихся к произведениям декоративно - прикладного искусства коренных народов Приамурья и Севера, через  овладение первоначальными знаниями о традиционных орнаментах коренных народов.

В основной школе необходимо расширять знания учащихся о творческой деятельности дальневосточных художников - живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, художников местных театров, формировать представления о традиционных художественных ремеслах народов Приамурья (вышивке, аппликации, резьбе по дереву, плетению из лозы, обработке бересты, рыбьей кожи), а также народов Севера (резьба по кости, гравировка, обработка меха и кожи). Но, главное, формировать устойчивый интерес к деятельности местных художников, мастеров декоративно - прикладного искусства, потребность общения с произведениями искусства через посещение художественных выставок, музеев, научить оценивать художественные качества произведений искусства народов Дальнего Востока.

Объем учебного материала, глубина и широта его раскрытия, порядок изучения отдельных тем с учетом решаемых задач могут варьироваться в соответствии с возможностями образовательного учреждения, творческим потенциалом самого педагога, интересами и склонностями обучающихся, уровнем их художественно – эстетического развития.

Педагогам предметной области «Искусство», вводя национально - региональный компонент следует ориентироваться на нравственно - ценностное отношение к искусству, культуре, на целостность каждого блока программы, логику подачи учебного материала.

Примерная тематика уроков по изобразительному искусству с использованием национально - регионального компонента:

  • «Выражение характера изображаемых животных».
  • «Изображение природы в разных состояниях».
  • «Выражение характера дальневосточных животных»
  • «Дальневосточный пейзаж».
  • «Игрушки народов дальневосточного региона».
  • «Посуда народов Приамурья». «Ковры народов Приамурья». (Индивидуальная или коллективная работа).
  • «Маски народов Приамурья». (Лепка маски шамана и ее украшение или вырезание масок животных по мотивам национальных орнаментов).
  • «Музеи народного декоративно - прикладного искусства».      Посещение залов декоративно - прикладного искусства народов Дальнего Востока.
  • «Пейзаж родной земли».
  • «Селения коренных народов Приамурья и Севера».
  • «Образ человека в искусстве дальневосточных художников».
  • «Древние корни народного искусства».
  • «Народная праздничная одежда».        
  • «Единство конструкции и декора в жилище народов дальневосточного региона».
  • «Интерьер жилища народов Приамурья».
  • «Конструкция и декор предметов быта народов Приамурья и Севера».

Тема урока.

  • «Одежда народов Дальнего Востока».
  • «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие».   
  • «Мир природы в произведениях дальневосточных художников».
  • «Портрет в живописи».  Как фрагмент уроков с использованием репродукций и иллюстраций дальневосточных художников - живописцев.