База опыта Организация учебно-воспитательного процесса
Организация каникулярного времени как средство развития социально-значимых качеств личности детей и
- Подробности
- Родительская категория: Инновационный педагогический опыт
-
08 Фев 2011
- Опубликовано 09.02.2011 00:00
- Автор: Петрунина Татьяна Авинеровна
- Просмотров: 2587
ИПО «Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся начальной школы».
- Подробности
- Родительская категория: Инновационный педагогический опыт
-
26 Май 2010
- Опубликовано 24.05.2010 19:00
- Просмотров: 5696
№ | Параметры информации | Содержание информации |
I. | Общие сведения о носителе опыта | |
1.1. | Фамилия, имя, отчество автора опыта | Бодунова Наталья Алексеевна |
1.2. |
Учебное заведение, которое закончил специалист, дата окончания |
Комсомольский – на - Амуре государственный педагогический институт,1998г.; Дальневосточный Восточно-европейский институт психологии и психоанализа, 2001г. |
1.3. | Специальность по диплому |
Учитель начальных классов. Психолог для работы с детьми с отклонениями в развитии; Преподаватель психологии. Психолог - консультант |
1.4. | Место работы (полное наименование образовательного учреждения) | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края |
1.5. | Муниципальный район (городской округ), в котором находится образовательное учреждение | Верхнебуреинский муниципальный район Хабаровского края |
1.6. | Вид образовательного учреждения |
средняя общеобразовательная школа; |
1.7. | Территориальная принадлежность образовательного учреждения |
Городское образовательное учреждение |
1.8. | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
педагог-психолог предмет психология |
1.9. | Стаж педагогической работы | 10 лет |
1.10. | Отраслевые и государственные награды | Грамоты отдела образования администрации Верхнебуреинского муниципального района, 2005г., 2006г., 2007г., 2009г. |
1.11. | Квалификационная категория | I квалификационная категория |
1.12. | Участие в профессиональных конкурсах (название конкурса, год и уровень участия) |
Краевой Фестиваль инновационных психологических проектов «Практическая психология в образовательном учреждении: состояние, перспектива», 2008г., Диплом I степени в номинации «Лучший инновационный проект по организации психологической службы на уровне муниципального образования» Краевой конкурс «Педагог-психолог Хабаровского края – 2009», 2009г., участник |
1.13. | Обобщался ли ранее опыт, на каком уровне, по какой проблеме (теме), номер и дата документа о внесении опыта в соответствующий банк данных |
Опыт по теме «Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся начальной школы» внесен в муниципальный банк данных передового педагогического опыта, удостоверение №16 от 23.10.2008г. |
II. | Данные о масштабе инновационной работы | |
2.1. |
Уровень инновации |
Муниципальный |
2.2. |
Масштаб инновации |
Локальное новшество |
2.3. | Ступень обучения, на которой осуществляется инновация | Начальная школа |
2.4. | Количество участников инновационной работы | Один педагог |
2.5. | Период формирования и функционирования опыта | 2005-2009 гг. |
III. | Сущностные характеристики опыта | |
3.1. | Тема инновационного педагогического опыта | «Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся начальной школы». |
3.2. |
Цель инновационного опыта |
Организация психолого-педагогической поддержки учащихся начальной школы для их успешной адаптации к школьной жизни |
3.3. | Направленность опыта, то есть, с каким компонентом целостного педагогического процесса связан |
Педагогические технологии обучения и воспитания Организация учебно-воспитательного процесса |
3.4. | Условия возникновения изменений, то есть обоснование актуальности опыта |
Новые потребности и запросы учащихся, родителей, общества (психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы в рамках предлагаемой системы работы направлено на помощь детям в их адаптации к новой социально-педагогической среде, на создание условий для эффективного приспособления к новой ситуации школьного обучения, на помощь детям, испытывающим различные трудности в выработке стиля поведения и взаимоотношений, что позволяет своевременно спрогнозировать возможные варианты адаптационного периода для школьника, исключить деструктивные пути приспособления. |
3.5. | Источник получения нового |
Опытничество |
3.6. | Новизна |
Усовершенствование, рационализация отдельных сторон педагогической деятельности Комбинация элементов известных методик Создана система комплексного психолого-педагогического сопровождения будущих первоклассников и учащихся начальной школы, направленная на профилактику возможных проблем и трудностей в обучении и воспитании, включающая летний профильный лагерь «Первоклассник», факультатив для учащихся 2-х классов «Формирование стиля познавательной деятельности», индивидуальные и групповые формы работы с детьми, постоянный психолого-педагогический консилиум для учителей начальных классов, лекторий для родителей. |
3.7. | Идея и концепция изменений (краткое научно-теоретическое обоснование опыта) |
Система психолого-педагогической поддержки учащихся начальных классов основывается на принципах личностного подхода С.Л. Рубинштейна, на учении о развитии психических функций (восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, воли) в процессе освоения индивидом ценностей культуры Л.С. Выготского, на представлениях о социализации личности Б.Г. Ананьева, А.С. Залужного, К.А. Абульхановой-Славской. Основанием для построения системы психолого-педагогического сопровождения детей стало принятое в отечественной психологии положение о том, что «именно игра является деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребёнка». Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка. Развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в рамках данной системы осуществляется на основе коррекционных и развивающих игр. |
3.8. | Трудоемкость |
Требует: - привлечения других участников учебно-воспитательного процесса: учителя информатики, учителей начальных классов, учителей будущих первоклассников; - наличия кабинета информатики с пропускной способностью не менее 12 чел.; -наличия кабинета для индивидуальных и групповых занятий |
3.9. | Риски и ограничения | Психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляться профессиональным психологом |
IV. | Данные о полученных результатах и тиражируемых продуктах | |
4.1. | Характеристика полученных результатов (по критериям и показателям, определенным согласно поставленной цели) |
Полученные результаты свидетельствуют о следующем: 1.Наблюдается увеличение количества детей, посещавших летний оздоровительный лагерь «Первоклассник» (2005г.-28% от числа первоклассников, поступивших в школу; 2006г. - 69%; 2007г.-66,6%; 2008г.-85,2%; 2009-86%); 2.Снизился уровень тревожности детей; 3.Повысилась устойчивая положительная школьная мотивация; 4. 100% детей, прошедших систему занятий, обучаются успешно; 5.100% родителей учащихся начальной школы положительно оценивают работу и довольны тем, что дети посещают развивающие занятия психолога и педагогов, учатся общаться между собой, улаживать конфликты. 6.Дети, прошедшие через систему подготовки профильного лагеря «Первоклассник», имеют только высокий, выше среднего и средний уровень адаптации. Педагоги отмечают, что они быстрее других осваиваются в коллективе в период адаптации, более активны, инициативны в организации различных мероприятий, процесс адаптации к ситуации школьного обучения проходит для них быстрее. |
4.2. | Характеристика полученных тиражируемых продуктов (назвать авторские продукты, например: авторские программы, учебно-методические пособия, наглядные средства, дидактические материалы и др. образовательные ресурсы, дать краткую аннотацию) |
Программа летнего профильного лагеря «Первоклассник» (в программе дана пояснительная записка, определены цели и задачи, виды предполагаемой деятельности, описан ожидаемый результат, программа состоит из трех модулей: 1) «Мир во мне»; 2) «Компьюлошка»; 3)»Познавай-ка», предложено тематическое планирование по каждому модулю); Программа факультатива для учащихся вторых классов «Формирование стиля познавательной деятельности» (за основу была взята программа «Формирование стиля познавательной деятельности», автор М.Р. Битянова, М.: «Генезис»,2000г., в которую были внесены изменения с целью ее адаптации к условиям школы); Разработки занятий (коррекционных и развивающих); Дидактические и раздаточные материалы к занятиям; Мультимедийные презентации для проведения занятий; Разработки занятий психолого-педагогического консилиума для учителей начальной школы; Лекции и практические занятия для родителей учащихся начальной школы |
4.3. | Рекомендации по использованию продукта |
Должны использоваться в комплексе |
4.4. | Публикации о представленном инновационном опыте, оформленные согласно правилам библиографического описания публикаций |
Бодунова Н.А. «Готовимся к школе в лагере «Первоклассник», газета Верхнебуреинского района Хабаровского края «Рабочее слово», № 59 от 26.07.2005г. Бодунова П.А. «Первоклассник для будущих первоклашек», газета Верхнебуреинского района Хабаровского края «Рабочее слово», №50 от 07.07.2007г. Бодунова Н.А. «Лето – 2009. В лагере «Первоклассник», газета Верхнебуреинского района Хабаровского края «Рабочее слово», №57 от 25.07.2009г. |
4.5. | Распространение данного инновационного опыта на разных уровнях: мастер-классы, обучающие семинары, стендовые доклады и др. (подчеркнуть, указать мероприятия, тему, дату проведения) |
Муниципальный уровень: Районный семинар «Летняя оздоровительная кампания», 19.05. 2006 г.; Районный семинар «Новые подходы в организации преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и школой», 12.05. 2007 г.; Мастер-класс «Опыт работы профильного оздоровительного лагеря «Первоклассник», 22.05.2008 год; Стендовый доклад «Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы», занятие «Школы методиста» по теме , 23.10.2008г. |
4.6. | Предполагаемые масштаб и формы распространения инновационного опыта (с указанием возможных тем публикаций, выступлений, мастер-классов, обучающих семинаров и т.д.) |
Мастер-класс для педагогов-психологов по теме: «Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся начальной школы»,2009г. Публикации: «Подготовка детей к школе. Рекомендации психолога». «Особенностей адаптационного периода первоклассников, организации режима дня». «Психологические возможности и особенности детей младшего школьного возраста». «Формирование положительной учебной мотивации у учащихся начальной школы». «Как помочь ребенку в приготовлении уроков. Рекомендации психолога». «Развитие познавательных процессов детей младшего школьного возраста». |
4.7. | Конкретные адреса внедрения инновационного опыта | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края |
V. |
Данные о связях с другими педагогами (сетевое взаимодействие, совместные программы) |
|
5.1. | Партнерство в рамках данной инновационной работы |
Партнерство в рамках деятельности осуществляется с: муниципальными дошкольными образовательными учреждениями №4, №10; ГУЗ «Верхнебуреинский центр организации специализированных видов медицинской помощи»; с Центром диагностики и консультирования; с редакцией газеты Верхнебуреинского района Хабаровского края «Рабочее слово» Формы взаимодействия с образовательными учреждениями: Проведение консультаций для педагогов, воспитателей; Участие в семинарах; Участие в работе школьного и районного методических объединений учителей начальных классов, районного методического объединения педагогов-психологов; Выступления на педагогических советах, родительских собраниях |
VI. | Экспертное заключение | |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Семенова Клавдия Викторовна, методист районного информационно-методического центра |
|
6.1. | Основные выводы экспертного заключения |
Актуальность работы заключается в том, что условия для психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы, созданные в результате функционирования опыта, позволяют будущим первоклассникам, учащимся начальной школы безболезненно справиться с возрастным кризисом, усугубляющимся переходом в новую социальную среду. Педагог-психолог осуществляет систематическую целенаправленную работу по созданию системы психолого-педагогической поддержки учащихся начальной школы, организуя совместную деятельность педагогических коллективов школы, детских садов, родителей учащихся с целью. Интересен опыт работы летнего профильного лагеря «Первоклассник», деятельность которого создает условия для самопознания и самореализации ребенка, для развития его познавательной и волевой сфер, для формирования у него коммуникативных навыков успешного взаимодействия со взрослыми, с другими детьми |