Вт03312020

LAST_UPDATEВт, 31 Март 2020 6pm

Важные мероприятия

Back Вы здесь: Мы делаем Конкурсы Региональные конкурсы Учитель года Учитель года 2011 Из истории краевого конкурса «Учитель года Хабаровского края»

Конкурсы

Из истории краевого конкурса «Учитель года Хабаровского края»

Появление конкурса «Учитель года» стало закономерным итогом развития общественного движения учителей, которое с середины 80-х годов возглавила «Учительская газета». Именно она стала инициатором крупных педагогических фестивалей в Чувашии и в Крыму. Мощное движение учительства, разбуженное перестройкой и развернутое к новым ценностям педагогами-новаторами, должно было найти не только общественное призвание, но и привлечь к себе внимание власти, заявившей о переменах.

Именно тогда возникла мысль провести по аналогии с США конкурс «Учитель года». Эта идея с 1989г. обсуждалась на страницах «Учительской газеты». А уже в 1990г. был создан оргкомитет первого конкурса, куда вошли видные ученые, журналисты, представители органов управления образованием.

Краевой конкурс «Учитель года»  – ровесник Всероссийского.  Впервые он проводился тогда же, в 1990г., и по аналогии со Всероссийским -    в заочной форме. Отбор  осуществлялся методом анализа документов и материалов претендентов. Победителем краевого тура стала Ольга Михайловна Жукова, учитель русского языка и литературы лицея искусств №20 г. Хабаровска. Она стала одной из 22 приглашенных на финал Всероссийского конкурса.

А уже в 1991г., в начале лета, в Москве были подведены итоги второго конкурса «Учитель года». По всем специальностям была представлена 141 творческая работа из 44 территорий РСФСР. Стало понятно: конкурсу – быть! Тогда, в  девяносто первом, победителем краевого и лауреатом Всероссийского конкурса стал учитель истории и МХК средней школы №16 г. Хабаровска Лысунец Валерий Александрович. Председатель регионального отделения Всероссийского педагогического собрания, Народный учитель РФ, Валерий Александрович и по сей день вспоминает откровенный разговор о проблемах образования с министром просвещения РСФСР Эдуардом  Днепровым, вручение диплома и значка «Отличник просвещения».

Год 1992 - знаменательный для краевого конкурса. Конкурс в  крае теперь проводится в очной форме. Тогда в победители вышла Татьяна Михайловна Иванова, учитель английского языка СШ №14 г. Комсомольска-на-Амуре.  А после   проведения  конкурса появляется новое краевое Положение, где  закрепляются правила, определившие дальнейшую судьбу конкурса как профессионального состязания: участник конкурса должен провести урок в незнакомом классе, показать свою творческую мастерскую, принять участие в «круглом столе» и тестировании.

Авторитет Всероссийского конкурса рос. Движение ширилось и распространялось. В связи с этим в 1993 году Приказом Министерства образования РФ № 339 от 06.08.93г. принимается Положение о нагрудном знаке «Учитель года». Его ежегодно вручают победителям и финалистам Всероссийского конкурса, а также победителям конкурсов «Учитель года» в субъектах Российской Федерации. В нашем крае первым обладателем нагрудного знака «Учитель года» стала Татьяна Ивановна Ващенко, в то время учитель начальных классов СШ №2 с.Князе-Волконское Хабаровского района, а ныне – начальник управления образованием Хабаровского района.

Вторым обладателем нагрудного знака «Учитель года» стала учительница из глубинки. В 1994 году профессиональное и детское жюри отдали свое предпочтение Александре Семеновне Пастыревой, тогда учителю русского языка и литературы и МХК СШ №1 п.Охотск. Впрочем, учителем она остаётся и сейчас, но совмещает эту работу с должностью заместителя директора. А в 2008г. ей было присвоено звание – Народный учитель Российской Федерации.

Конкурс развивался, становился настоящим состязанием профессионалов. К участию в конкурсе в качестве ведущих теперь приглашаются лучшие педагогические умы  края. Заметным событием  краевого конкурса «Учитель года - 1995» стало участие в проведении финального испытания -  пресс-коктейля «Прямой угол» - заведующей кафедрой педагогики ХГПУ, д.п.н. Лидии Николаевны Куликовой. Итогом же финального конкурсного испытания и всего конкурса  явилась победа Натальи Юрьевны Кушнаревой, учителя русского языка и литературы Педагогического лицея «Ступени» г.Хабаровска. Она представляла учительство края на Всероссийском конкурсе в Москве и, став победителем в номинации «Русский язык и литература»,  вошла  в число 15 лауреатов. Заслуженный учитель Российской Федерации, Наталья Юрьевна считает, что именно тот, 1995 год, и участие в конкурсе «Учитель года»  стали  рубежными  в  её профессиональной карьере.

1996 год - расширилась география краевого конкурса. Теперь уже районные туры проводятся в 14 территориях края. Впервые в целях достижения максимальной  объективности сформированы экспертные группы по предметам и областям знаний. Финал конкурса  - профессионально-ролевая игра «Педагогический контакт». Первое место заняла учитель истории СШ №47 г. Хабаровска Татьяна Петровна Новикова.

Технология проведения краевого конкурса «Учитель года - 1997» максимально приближена  к  Всероссийскому. Теперь уже все конкурсанты не только дают уроки в незнакомых классах, но и анализируют их. А шестеро участников финала  показывают уроки-импровизации на открытой сцене, участвуют в «Полилоге». Последнее конкурсное испытание «Полилог» определило победителя - им стал учитель начальных классов Таежнинской СШ Хабаровского района Сергей Константинович Кайдалов.

В конкурсе «Учитель года - 1998» приняли участие 12 педагогов. Новинка конкурса – написание эссе «Моя педагогическая философия». Победителем девятого конкурса стала Щекота Людмила Владимировна, тогда учитель географии СШ №9 г Хабаровска.

1999-й. Этот год стал особенным в истории краевого конкурса «Учитель года». Он - юбилейный. Конкурсу 10 лет. Его торжественное открытие состоялось в здании краевого театра Юного Зрителя. Тогда в конкурсе приняли участие 10 педагогов из 6 территорий Хабаровского края. Юбилейный краевой тур подтвердил, что в нашем крае конкурс «Учитель года» стал действительно конкурсом профессионального мастерства. А в победители вышла учительница англ.языка  СШ №26 г. Хабаровска Кавиева Марина Денисовна.

В канун нового века и нового тысячелетия проходил конкурс «Учитель года - 2000». Основная идея этого конкурса – «Школа на рубеже 21 века». Организаторам конкурса хотелось знать, что думают об этом педагоги края.  Вот почему конкурсное испытание «Полилог», бывшее прежде финальным, проводилось в первый день краевого тура. А победителя определило новое финальное испытание – «Блицтурнир». Им оказалась учитель русского языка и литературы СШ №24 г. Хабаровска  Краснова Ольга Михайловна, «Мисс Философия», как впоследствии любезно назвал её один из членов номинационного жюри Всероссийского конкурса. В тот год родилась замечательная традиция:   победитель конкурса предыдущего года вручает  победителю конкурса этого года символ конкурса – Пеликана.  О.Н. Краснова  получила его из рук  М.Д. Кавиевой.

Для всех участников конкурс становится стимулом к дальнейшему саморазвитию, совершенствованию профессиональной компетентности. Членам номинационного жюри Всероссийского конкурса «Учитель года -2001» надолго запомнился урок английского языка победительницы краевого тура Светачевой Анны Михайловны. Сразу три предложения о поступлении в московскую аспирантуру получила она после экспертизы материалов и документов. Кроме того, именно Анна Михайловна выступила первым инициатором создания в крае краевого клуба «Учитель года». Но до этого было ещё так далеко…

Вошли в десятку лучших и отмечены специальным призом Всероссийского конкурса «Учитель года - 2002» материалы учительницы химии СШ п. Лиан Солнечного района Куратевой Натальи Ивановны. На Всероссийском конкурсе она также  стала и победителем в номинации «Лучшие традиции в образовании», вошла в число 26 финалистов-лауреатов, в составе которых принимала участие во встрече с президентом РФ В.В. Путиным. В этот год праздновали победу в крае и управленцы. Еще бы! Ведь Наталья Ивановна помимо всего прочего ещё и заместитель директора школы.

В 2003 году у краевого конкурса появляется свой гимн – так полюбившаяся всем  песня «Сорок минут»   автора  В. Шилова (учителя музыки из Челябинска, лауреата Всероссийского конкурса  «Учитель года России - 2000»). Победителем 14 краевого конкурса был признан Палоусов Андрей Аркадьевич. Это теперь он  – ведущий специалист управления образованием г. Комсомольска-на-Амуре, а тогда - учитель истории и обществознания  СШ №8 г. Комсомольска-на-Амуре, аспирант КГПУ. Оригинальные  разработки  Андрея Аркадьевича  и победителя краевого конкурса  2004 года Николая Геннадьевича Софронова, тоже учителя истории и обществознания, из СШ с. Троицкое Нанайского района, неоднократно публиковались в российском журнале «Учитель года. Лучшее от лучших».

В 2004 году,  по аналогии со Всероссийским конкурсом «Учитель года России»,   в крае была разработана и утверждена Миссия победителя краевого конкурса, которая провозглашает    «высокую  честь и высокую ответственность:  не на месяцы, не на год – на всю жизнь» не только  победителя  краевого конкурса, но и всех его участников.

Одним из  показателей зрелости краевого конкурса  стало участие в  работе  номинационного жюри  Всероссийского конкурса  - в 2001, 2003, 2004г.г. - представителя научной и педагогической общественности  Хабаровского края, д. п. н., ректора  ХК ППК ПК  А.Г. Кузнецова.

В 2005 году решением министерства образования Хабаровского края конкурс проводится в заочной форме.  Его победитель, педагог-психолог МОУ СОШ п. Корфовский Хабаровского района Быкова Елена Сергеевна,  и поныне хранит подарок министра – золотые часы, врученные ей лично Людмилой Филипповной Обуховой.

В 2006  году районные туры конкурса состоялись в 17 из 19 территорий края.  Новые конкурсные испытания «Лекция на свободную тему», «Мастер-класс» выводят в победители Выдря Анну Александровну, учителя начальных классов МОУ «Лицей «РИТМ» г. Хабаровска.

С  2006 года в содержание конкурса добавляется новое, но такое важное конкурсное испытание, ставшее впоследствии традиционным, как участие «Тематическом Интернет-форуме», выявляющее знание ИКТ, способность учителей общаться в виртуальном режиме.

В 2007 году у краевого конкурса  появился свой девиз: «Учителями славится Россия, ученики проносят славу ей». В словах поэта   Андрея Дементьева  -  мудрость учительской профессии.  Изюминкой  конкурса  2007 года стало участие в работе общественного жюри конкурса, созданного на заключительном этапе,   конкурсантов, не вошедших в число лауреатов. Конкурсанты выбирали альтернативного победителя и присуждали ему приз. Так, помимо официально признанного победителя, а им стал Евгений Вячеславович   Хачко,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 п. Солнечный Солнечного района, общественное  жюри  выбрало  победителем Лаптеву Оксану Викторовну, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 8 г. Комсомольска-на-Амуре.

Год 2008  в истории развития конкурсного  движения - знаметельный. С 2008 года официальное название конкурса - «Учитель года Хабаровского края», закреплённое в новой редакции   Положения о конкурсе.  В этот год впервые конкурс проводился не весной, а осенью, в канун Дня Учителя. Удивителен был и  состав участников 19-го краевого конкурса:  в нём принимали участие учителя предметов естественно-математического цикла;  из 17 конкурсантов  5 (третья часть!) - победители конкурсного отбора лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Главный приз краевого конкурса «Учитель года Хабаровского края-2008»  - Большого Хрустального Пеликана – и премию в сто тысяч рублей  получила из рук министра   А.А. Базилевского  победитель краевого конкурса -  Любовь Андреевна Смольцаренко, учитель математики МОУ СОШ № 85 г. Хабаровска. Альтернативное жюри конкурса, собранное из членов клуба «Учитель года Хабаровского края»,  свой приз – Малого хрустального Пеликана – вручило Казариной Людмиле Анатольевне, учителю начальных классов МОУ СОШ №36 г. Хабаровска.

Событием стал состоявшийся в апреле 2008 года  Первый слет участников  конкурсов  «Учитель  года Хабаровского края» или, по-другому,  – «Слет Пеликанов–2008» (Пеликанами называют участников конкурсов «Учитель года»;   Пеликан, защищающий птенцов, - символ конкурса «Учитель года» и в России, и нашем крае).   Среди  итогов работы слета  -  не только состоявшийся обмен опытом,   но и  принятие обращения участников первого краевого слета к педагогической общественности края,   разработка проекта программы развития конкурсного движения «Учитель года Хабаровского края,  учреждение клуба «Учитель года Хабаровского края» и избрание президента  клуба, создание сайта клуба «Учитель года Хабаровского края» (http://khb-pelikan.ucoz.ru/),  сайт «Настоящий Учитель».

В тот год членами клуба «Учитель года Хабаровского края стали  более 100 педагогов.

А победитель краевого конкурса «Учитель года Хабаровского края-2008» -  Любовь Андреевна Смольцаренко, учитель математики МОУ СОШ № 85 г. Хабаровска – представляла край на Всероссийском конкурсе «Учитель года России – 2009». Ведь согласно новой  региональной  модели проведения краевого конкурса – конкурс проводится один раз в 2 года.  Но конкурсное движение живёт и продолжается.

Проведение слётов лучших учителей стало логическим продолжением и развитием идей краевого  конкурса «Учитель года Хабаровского края».

Второй слет участников  конкурсов  «Учитель  года Хабаровского края»,  «Слет Пеликанов–2009» прошёл  в 2009 году. Он  собрал 185 человек из 15 муниципальных образований края и 4-х регионов России. Таким образом, общее количество участников двух слётов составило 297 человек из всех 19 муниципальных образований края и 6 субъектов России: из   Сахалинской,  Амурской, Еврейской автономной и  Владимирской областей, Приморского и Красноярского краёв, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.  Теперь членами общественной организации - Клуба «Учитель года Хабаровского края»  являются 175 человек.

СамоСбор и Педагогический десант, сценические мастер-классы победителей и лауреатов Всероссийских конкурсов «Учитель года России», встреча с министром образования Хабаровского края А.А. Базилевским, работа «свободного микрофона»,  организационно-деятельностные игры «Лицом к конкурсу» и «Вектор поиска и поиск векторов», в ходе которых нарабатывались  материалы, лёгшие в последствии в основу к проекта программы развития  образования Хабаровского края,  придали слётам особый вес и значимость в развитии системы образования края.   Опросы участников слета, их выступления на закрытии слетов   свидетельствуют о популярности и значимости слетов в педагогической среде края. А гости из других регионов России отметили, что существенное отличие Слетов Пеликанов  (от проводимых в других  субъектах России) – включение педагогов  в разработку региональной образовательной политики.

                                                                                                                                                                                                                                           Автор статьи - Фоменко Е.В.