Пт08072020

LAST_UPDATEПт, 31 Июль 2020 10am

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Повышение мотивации к изучению литературы

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Повышение мотивации к изучению литературы

Домина Т.П.,

 учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 41 г.Хабаровска

Проблема формирования положительной мотивации в процессе обучения в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень остаётся актуальной для всех школ. Мотивация (от лат. motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Под мотивами понимаются конкретные причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Если говорить об учёбе, то мотивация учения – это отношение школьника к познавательной деятельности, связанный с конкретным предметом познания; направленность на эту деятельность. Мотивы учения подразделяются на внешние, исходящие от педагогов, родителей, класса (требования, указания, советы, подсказки), и внутренние, или, истинные, мотивы, имеющиеся у самого ученика. Положительное отношение школьника к учению характеризуется устойчивостью мотивов и их иерархий, умением становить цели, умением преодолевать препятствия на пути к достижению целей, наличием творческого подхода к учению, увеличением доли самообразования. Познавательный интерес, активность, самостоятельность – важные компоненты мотивации учения. Показателем сформированности мотивов учения является ценностное отношение к образованию. Под этим понимается устойчивая избирательная, предпочтительная связь школьника с учением, придающая учению личностный смысл, значимый для жизни общества и самого учащегося. Трудности овладения культурными ценностями требуют использования в учебном процессе специальных средств и прежде всего стимулирования. Стимулы – это внешние побудители определенной деятельности. Но задача стимулирования совсем не в том, чтобы внешними мерами заставить ученика заниматься делами. Задача другая – вызвать и усилить у школьников собственные полезные мотивы деятельности. Исходя из своего педагогического опыта, считаю, что стимулирование мотивации к обучению связано с актуализацией учебного материала, с созданием благоприятных условий для протекания учебного процесса, с разумной организацией учебной и внеклассной работы, с рациональным и продуктивным использованием педагогических технологий.

Практическая значимость знаний для школьников.

Современные дети пытливо задаются вопросом: ради чего они должны изучать конкретные школьные предметы, какую практическую пользу они им принесут? Действительно, смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе. Поэтому учитель должен помнить, что интересно полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков, стремясь показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для карьеры и успеха в жизни, для престижа в обществе. Необходимо показать ученику, что настоящее произведение искусства имеет общечеловеческую и общекультурную ценность, а классика потому и классика, что она вне времени, а вернее, на все времена. Проблемы, поднятые авторами классических произведений, - это вечные, а не сиюминутные, проблемы, касающиеся каждого человека. Возможно, литература и не учит жизни, но воспитывает наши чувства, пробуждает мысль. А еще это один из источников наслаждения, только надо научиться получать от чтения удовольствие. Такой подход помогает учащимся рассмотреть в напыщенном снобе Кирсанове глубоко страдающего человека и понять, что либеральные взгляды – далеко не самое главное в понимании этого образа, а проблема отцов и детей и сегодня отнюдь не потеряла своей актуальности.

Создание ситуации успеха.

Ситуация успеха – наиболее эффективный стимул познавательной деятельности, укрепляющий желание учиться и преодолевать трудно. Умение учителя отметить пусть небольшое достижение ученика, найти слова одобрения и поддержки, максимально благожелательное отношение даже к самому слабому ученику – все это поможет педагогу в формировании мотивации достижения успеха. Для того, чтобы отметки адекватно воспринимались учащимися, необходимо самих школьников включать в оценочную деятельность и учитывать их самооценку. Поэтому я стремлюсь справедливо и целесообразно оценивать всех учащихся, подчеркивая те стороны деятельности, которые необходимы для самого ученика, выявлять не только недостатки, но и его успехи, уважать мнение детей, обсуждать с учениками причины ошибок и пути их исправления, создавать у ученика положительный эмоциональный настрой, вселять уверенность в своих силах.

Педагогические технологии, способствующие развитию познавательной активности школьников

Групповые технологии Один из главных вопросов преподавания литературы - это вопрос организации учебного процесса, в основе которого лежит общение. Форма традиционного урока не всегда позволяет включить каждого учащегося в творческую познавательную деятельность, создать атмосферу истинного общения друг с другом, с учителем. Можно ли отрешиться от сложившихся стереотипов в построении урока? Почему ребята в классе должны выступать перед всем коллективом? Может быть, прибегая к групповой работе, следует дать им возможность делиться мыслями друг с другом. Некоторые возразят, что это вызовет излишний шум, беспорядок. Но без рабочего шума учить нельзя. Порядок обеспечивается разумным управлением и переключением учащихся с одних форм работы на другие. Небольшое оживление полезнее, чем полное молчание. Слишком много времени на уроке наши ученики находятся в позиции слушающихся, а надо ставить их в позицию говорящих, делающих. Работа в группе способствует воспитанию толерантности, развивает умение работать сообща, вести диалог, прислушиваться к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес; приобретаются навыки публичных выступлений.

Проблемное обучение - один из наиболее эффективных способов побуждения познавательного интереса.

По утверждению психологов, работа мысли часто начинается с постановки вопроса, проблемы. Ребенок осваивает мир, задавая вопросы: «Почему? Зачем? Как?» Им движет естественное любопытство, удивление, которое по мере взросления ослабевает. Автор технологии проблемного обучения, распространённой в 20-30х годах прошлого века, американский философ, психолог, и педагог Дж. Дьюи утверждал, что условиями успешности обучение являются:

- проблематизация учебного материала (знания – дети удивления и любопытства);

- активность ребёнка (знания должны усваиваться с аппетитом.)

Задача учителя литературы как раз в том и заключается, чтобы научить школьника, читая вдумчиво и осмысленно, выявлять проблемы, исследуемые писателем, формулировать позицию автора и свою собственную, аргументируя её. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания. Существуют различные приёмы создания проблемных ситуаций, описанные Г.К. Селевко. Я использую некоторые из них:

  • учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос (например: можно ли Катерину назвать «лучом света в темном царстве»? Сравниваем точки зрения Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева и Ап. Григорьева);
  • предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций, (например: дискуссия на тему «Кто виноват в гибели Катерины?» Каждый ученик выбирает героя, от имени которого он будет выступать);
  • подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.

Противоречивость изучаемого материала, но мой взгляд, - один из самых действенных стимулов познавательной деятельности. Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком – либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Приведу примеры некоторых проблемных вопросов:

1. Можем ли мы осуждать Кабаниху за её отношение к невестке, если, в конечном счете, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу?

2. В предисловии к роману М.Ю. Лермонтова сказано, что в Печорине собраны все пороки времени. Почему же он назван «героем нашего времени»?

3. Чичиков – герой или антигерой?

4. Разве мог хрупкий и болезненный Мцыри одолеть свирепого и мощного барса?

5. Чего больше в двух героях рассказа «Старуха Изергиль», Ларре и Данко, - сходства или различия? Как уже говорилось выше, с возрастом у человека ослабевает естественное желание задавать вопросы, а ведь познавательный интерес должен сопровождать его всю жизнь. Поэтому профессиональное мастерство педагога и заключается в том, чтобы воспитывать «почемучек», людей, стремящихся к познанию.

Игровые технологии как способ активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Известно, что игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия - это очень важный и пока еще недооцененный стимул для активизации познавательной деятельности школьников, причем не только младшего и среднего, но и старшего возраста. Чаще всего я сочетаю игровые технологии с групповыми, когда победа в игре для каждого ученика создает ситуацию успеха, а проигрыш легче переживается, если его можно разделить с товарищами по команде.

Расширение учебных возможностей через использование ИКТ.

Информационно – компьютерные технологии прочно вошли в жизнь современного человека. Ребёнок знакомится с компьютером уже в дошкольном возрасте, и не использовать возможности этого чуда техники в процессе обучения школьников, в том числе и литературе, уже не представляется возможным. Действительно, урок сегодня должен быть не только содержательным, но и зрелищным. Использование компьютерных технологий значительно обогащает визуализацию процесса обучения, безгранично расширяет информационное поле. Компьютер может служить источником учебной информации, наглядным пособием (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации), тренажёром, средством диагностики и контроля – трудно перечислить открывшиеся нам возможности. Конечно, по-прежнему главным на уроке литературы останется живое слово, непосредственный диалог учителя с учеником «глаза – в глаза». Но использование ИКТ именно как средства, побуждающего интерес, как стимула мотивации к обучению, нельзя отрицать. Г.К Селевко считает, что компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

- как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач);

- как основная, наиболее значимая из используемых технологий;

- как монотехнология, когда все обучение и управление учебным процессом опираются на применение компьютера.

Считаю, что при изучении литературы возможен только первый вариант. Урок станет нагляднее и интереснее, если он сопровождается, например, показом презентации какой- либо темы. Вначале такие презентации подготавливает учитель, а затем и школьники учатся выполнять эту работу, имея при этом возможность проявить самостоятельность и свои творческие способности.

Приложение 1 Обобщающий урок по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Цель урока: повторение, обобщение и закрепление пройденного материала, развитие устной речи учащихся, активизация внимания, развитие познавательного интереса к прочитанному.

Оборудование урока: плакат с игровым полем, фишки, конверты с вопросами, портрет писателя, иллюстрации В.Серова к произведением Толстого, буклет «Бородинское поле», магнитофон, запись отрывка из романа «Воскресенье».

Игра «Лабиринт». Мы закончили изучение романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Сегодня мы проводим обобщающий урок по этому произведению. Конечно, невозможно в течение полутора часов осветить все проблемы романа, вспомнить все значительные эпизоды, ответить на все вопросы, поставленные автором этой гениальной эпопеи. Попробуем же вместе перелистать лишь некоторые страницы романа. Отправимся в путешествие по «лабиринту человеческих сцеплений», говоря словами Л.Н.Толстого. Перед нами игровое поле, представляющее лабиринт, который связывает 5 замкнутых кругов с 5 секторами. В конвертах с номерами 1-5 вопросы, по 5 в каждом, для каждого замкнутого круга.

Учащиеся разделены на группы по 5 человек (2учащихся помогают преподавателю в проведении игры : участвуют в оценке ответов, подсчитывают очки, контролируют время, выступают с короткими сообщениями во время пауз). В каждой группе выделяется руководитель, который координирует обсуждение вопросов в группе, осуществляет связь с преподавателями. Каждая из групп выбирает себе фишку определённого цвета и ставит её на игровое поле в сектор 1 круга соответствующего цвета и далее движется по лабиринту до финиша.

Если ответ неверен, то группа остаётся в этом же круге и отвечает на 2-й вопрос из числа запасных. Если и эта попытка не увенчалась успехом, то преподаватель переводит группу в следующий круг, но здесь уже каждый из игроков получает индивидуальный вопрос. (В этом случае каждый ответ оценивается в 1балл). На обсуждение вопроса группами 2 мин.. Затем поочерёдно отвечает по 1участнику каждой группы (по 2мин). Остальные учащиеся слушают ответы и дополняют или уточняют их (1мин на каждый вопрос). Таким образом, в течение игры каждый из участников ответит на 1вопрос, который оценивается баллами от 3 до 5 в зависимости от качества ответа. За дополнение участник игры может получить 1балл.

По окончании игры подсчитывается средний балл группы. А оценка каждого учащегося – это среднеарифметическое между его личной оценкой и средним баллом группы. Выигрывает группа , набравшая большее количество очков. Регламент игры: 1) Орг. момент – 10мин

1. Формирование групп.

2. Выбор руководителя групп.

3. Ввод в игру.

2) Игровой этап – 1ч. 10мин.

1. Обсуждение вопросов – 2мин.

2. Ответ на вопрос – 2мин.

3. Дополнения – 1мин.

3) Заключительный этап. – 10мин.

1. Подсчёт очков – для руководителя игры. Сообщения о творчестве Толстого для учащихся.

2. Подведение итогов.

Группа, не закончившая обход лабиринта за 1ч.10мин., получает индивидуальное задание на каждого члена игры.

Вопросы для 1 круга 1. Светское общество в изображении Толстого. 2. Как произошла женитьба Пьера на Элен (т.1 ч.3 гл. 1,2)? Счастлив ли он в семейной жизни ? 3. Что лежит в основе взаимоотношений Пьера и князя Андрея? 4. Аустерлиц ( движение русской армии, настроение солдат, князя Андрея, Наполеона, императора Александра – т. 1ч.3 гл. 14-16) 5. Почему созерцание неба Аустерлица оказало такое сильное влияние на внутренний мир князя Андрея?

Вопросы для 2 круга 1. Расскажите о поездке князя Андрея в Отрадное ( т.2, ч3, гл. 1-3)

2. Как характеризует Пьера его интерес к братству масонов? (т.2 ч. 2 гл. 1-5, 10-14)

3. Кто из двух героинь романа красивее, по мнению Толстого,- Наташа или Элен? А по вашему мнению? Аргументируйте свой ответ.

4. Расскажите о неудавшемся похищении Наташи Анатолем Курагиным ( т. 2, ч. 5, гл. 15-18) . Что лежит в основе поведения Курагина ? Каково, по вашему мнению, отношение автора к поступку Наташи?

5. Не так сложно выявить, чем не похожи друг на друга А. Болконский и А. Курагин. А в чем сходство между ними?

Вопросы для 3 круга

1.Разговор Кутузова с князем Андреем ( т.3, ч. 2, гл. 16). Как вы понимаете слова Кутузова: « … твоя дорога – это дорога чести»?

2. В чем видит автор романа «Война и мир» подлинный героизм русского народа? ( На батарее Тушина – т. 1. ч. 2гл. 10)

3. В чем видит автор силу и мудрость Кутузова ( т.3 ч. 2 гл. 35)?

4. Переправа польских улан через Неман ( т.3 часть 1 гл. 2). Как раскрывает писатель свое отношение к бонапартизму?

5. Какую роль сыграло партизанское движение в Отечественной войне 1812 года? Кто из участников партизанского движения произвел на вас наиболее сильное впечатление? Почему?

Вопросы для 4 круга 1. Какими художественными средствами раскрывается образ Наполеона? Почему Толстой относится к Наполеону резко отрицательно?

2. Отношение Николеньки Болконского к Пьеру и Николаю Ростову. Как он воспринимает разговор взрослых ( т. 4 эпилог, ч. 1 гл. 7, 14) ?

3. Почему Платон Каратаев стал для Пьера Безухова « самым дорогим воспоминанием» ?

4. Расскажите об отношения Наташи с мужем. Что такое , по Толстому, идеал семейной жизни?

5. Как вы понимаете мысль Пьера о скрытой теплоте патриотизма? ( т.3 ч.2 гл. 25)

Вопросы для 5 круга 1. Ваше отношение к роману «Война и мир». Что показалось вам наиболее интересным, а что, по вашему мнению, не заслуживает внимания?

2. Высказывания Пьера о современном ему обществе в эпилоге? Какими вы видите дальнейшие судьбы героев романа?

3. Как оценивает Толстой роль личности в истории? ( т. 3, ч. 1, гл. 1)

4. Каков взгляд Л. Н. Толстого на роль женщины в обществе? Согласны ли вы с ним ?

5. Почему «Война и мир» называется эпопеей ?