Пт08072020

LAST_UPDATEПт, 31 Июль 2020 10am

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Back Вы здесь: Мы делаем ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Архив Проект Учитель-учитель Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы и во внеклассной работе

Шилова Мария Борисовна,

учитель литературы

МОУ СОШ №5 г.Николаевска - на Амуре

Аналитическая деятельность учащихся на уроках литературы тесно связана с исследовательской деятельностью. Учащиеся в процессе обучения литературе должны научиться определять принадлежность произведения к одному из литературных родов, к одному из жанров или жанровых образований, уметь обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении, уметь составлять план изучаемого произведения, уметь объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника, уметь владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады, рефераты. Исследовательская деятельность способствует тому, чтобы ученик встал в позицию равную учителю, был самостоятелен в процессе деятельности. Знания, которые он приобретает в результате исследования, более прочные, они становятся личным достоянием ученика. Школьник может заявить о себе, представив свою работу (реферат, конспект, доклад, презентацию, компьютерную игру, исследовательскую работу) на конференции, конкурсе, поместить свою работу в Интернете. Это помогает ему самоутвердиться, почувствовать свою значимость. Как правило, ученик не останавливается на одной исследовательской работе, он продолжает работать по теме, углубляя, расширяя её.

Внедрение исследовательской деятельности в учебный процесс способствует развитию познавательной активности учащихся, эффективному развитию и саморазвитию способных школьников, развитию креативности учеников и их самореализации. В организации исследовательской деятельности учащихся выделяются шесть этапов.

1 этап. Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийный аппарат, методы исследования, требования, предъявляемые к оформлению работ).

2 этап. Выбор и определение темы исследования.

3 этап. Обзор литературы по выбранной теме.

4 этап. Исследование.

5 этап. Текстовое оформление работы.

6 этап. Выступление учащихся с результатами исследования.

Внедрение исследовательской деятельности потребовало внесения изменения в календарно - тематическое планирование. При составлении учебных планов выделила время для исследовательской работы, ввела исследовательскую работу во всех классах.

Утверждаю, что наличие индивидуального задания мотивирует учащихся к чтению произведения, к изучению предмета в целом. Кроме того, в процессе индивидуальной исследовательской работы школьники самостоятельно знакомятся с основами научного метода, планирования и проведения анализа.

Таким образом, постепенно, из года в год, происходит привитие учащимся основных навыков научного творчества, развивается познавательная активность.

Результатом такого введения исследовательской деятельности стал целый ряд разработок. Важно, что школьники создают банк научно – исследовательских работ, а на основе проектов разрабатывают дидактические и ролевые игры, которые используют в своей работе другие учителя.

Значение исследовательской работы школьников в общей структуре их подготовки занимает важное место по нескольким причинам. Исследовательская работа позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету, учит публично представлять результаты изысканий на конференциях и семинарах. Кроме того, не следует забывать, что привлечение школьников к научно-исследовательской работе имеет важное воспитательное значение.

Исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, является способом активизации процесса обучения по принципу – чем выше ступень, тем больше самостоятельной работы. Содержание данного вида работы – изучение литературы, написание сочинений, подготовка рефератов, докладов и проектов.

Исследования дополняют учебный процесс. Здесь основной задачей является выход за рамки программы обучения, индивидуализация процесса обучения, создание условий для обеспечения непрерывности обучения в техникуме или университете. Содержание работы на этом этапе – олимпиады, конкурсы, научные конференции, семинары.

Исследовательская деятельность способствует моделированию новых электронных учебных материалов, а созданная коллекция используется как информационный ресурс.

Проводя мониторинг исследовательской деятельности, отслеживаю:

- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

- количество новой информации использованной для выполнения проекта;

- степень осмысления использованной информации;

- уровень сложности и степень владения использованными методиками;

- оригинальность идеи, способа решения проблемы;

- осмысление проблемы и формулирование цели исследования;

- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта; - владение рефлексией;

- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

- социальное и прикладное значение полученных результатов.

Реализуемая мной система исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время позволила:

- повлиять на формирование духовного мира подростка посредством акцентирования его внимания на исследовании проблем нравственного характера;

- повысить мотивацию учащихся к обязательному знакомству с произведением;

- повысить уровень речевой культуры учащихся;

- приобрести навык интерпретации произведения, необходимый для успешной сдачи экзамена;

- повысить качество обучения литературе.