Пт08072020

LAST_UPDATEПт, 31 Июль 2020 10am

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Back Вы здесь: Мы делаем ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Архив Проект Учитель-учитель Гражданско-патриотическое воспитание через исследовательскую деятельность

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Гражданско-патриотическое воспитание через исследовательскую деятельность

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Гражданско-патриотическое воспитание через исследовательскую деятельность на уроках истории

Балагуров А.А.,

 учитель истории

МОУ СОШ № 4 г.Николаевска-на-Амуре

Исследовательская деятельность на уроках истории

Новые Стандарты школьного исторического образования и Концепция профильного образования в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, исторического мышления, но и овладение элементарными методами исторического познания, умение работать с различными историческими источниками, развитие способностей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Один из путей решения этих проблем обучение началам учебного и научного исследования. Исследовательская деятельность позволяет не только научиться ориентироваться в современном потоке информации, но и позволит овладеть на более высоком уровне приемами и навыками интеллектуальной деятельности. Это путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов. Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, используемая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством педагога. Формируя и развивая навыки самообразования. Огромное значение имеет способность преподавателя создать мотивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к предмету, эмоционально-чувственным восприятием и выбором будущей профессиональной области. Важность последнего критерия в настоящее время возросла. Можно рассматривать исследовательскую деятельность как средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Кроме того, исследовательская деятельность позволяет достичь признания сверстниками и взрослыми. Успешная исследовательская деятельность в старших классах возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в начальной и среднем звеньях обучения. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование исследовательских навыков, в процессе которого необходимо сочетать соответствующие методы и приёмы урочной, внеурочной и внеклассной работы. В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры школьника выделенных Т.Д. Файн :

• мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

• умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

• умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

• специальные исследовательские умения и навыки (в старших классах).

С учетом возрастных особенностей обучающихся можно выделить два этапа формирования исследовательских навыков: 5-7 класс и 8-9 класс. В 5 -7 классах на уроках истории необходима организация работы с различными источниками информации: текст учебника, исторические тексты, карты, картосхемы, графики, таблицы, иллюстрации и учебные картины, аудио и видеоинформация их анализ, характеристика, сопоставление и сравнение. Составление плана текста, развивает такие умения как выделение логических частей текста и определение главного.

Учитель должен обучить приемам рационального чтения, «маркированного чтения» др. Работа по памяткам характеристики событий, исторических деятелей, государства развивает умения и навыки работать по образцу или по плану или по алгоритму. Чтение и составление хронологических, сравнительных и обобщающих таблиц, диаграмм, схем и графиков развивают аналитические способности.

Систематическая работа с понятиями (от заучивания к самостоятельной формулировке, сравнению, определению степени обобщенности) формирует навык работы с определениями и терминами, который необходим для исследовательской деятельности. Творческие способности и навыки письменной речи проявляются и развиваются при составлении описания событий от имени исторического персонажа. Проблемное обучение развивает умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы и делать выводы, формулировать собственную точку зрения на проблему, представление которой развивает речь ученика.

Умение самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы позволит ученику от умений формулировать личное суждение-ответ перейти к умению выбрать альтернативу на основе имеющейся информации и логически освоить практику принятия рациональных решений. Межпредметные и внутрипредметные связи на уроках истории являются необходимым условием для формирования целостной картины мира и исторического развития. Младшие подростки способны подбирать дополнительный материал по теме, опираясь на сформулированные учителем вопросы. Учитель должен научить делать выписки, работать со справочной литературой (энциклопедиями, справочниками). Неоценимую помощь могут оказать библиотечные уроки, на которых обучающиеся знакомятся с разными видами исторической литературы и учатся работать с библиотечными каталогами. Одним из способов формирования навыков учебной исследовательской деятельности является экскурсия. На экскурсии ученик сопоставляет разноплановую информацию, должен следить за логикой изложения, прослеживать взаимосвязь общего и частного, учиться наблюдать. Внеурочная деятельность на этом этапе обучения в первую очередь призвана закрепить интерес к предмету. Поэтому формы работы должны быть соответствующие конкурсы, викторины, игры, экскурсии.

Семья для младшего подростка неоспоримая ценность. Изучение истории своей семьи, составление родословных таблиц под руководством педагога, позволяет не только формировать информационную компетенцию, но, как правило, и благотворно влияет на семейный микроклимат. А возможность продемонстрировать результат во время конкурса или игры создаёт ситуацию успеха и социального признания результатов труда. Формирование чувства сопричастности к истории, следуя от частного к общему: от любви к своей семье, от физической привязанности к месту своего рождения, месту жительства до любви к Родине. На уроках и во внеурочной работе необходимо уделять серьёзное внимание знакомству с историей края.

5-7-классникам вполне по силам провести и проанализировать данные социологического мини-исследования. Например, выявить уровень знаний сверстников по какому-либо историческому периоду и использовать полученный результат при организации внеурочного мероприятия.

У обучающихся 8-9 классов на уроках истории продолжается развитие мыслительных умений и навыков, умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанные с культурой устной и письменной речи. Особое внимание следует уделять работе с разнообразными историческими источниками (уроки – практикумы, лабораторные занятия). Осваиваются новые формы учебной деятельности: дискуссии, диспуты, семинары. Подростки способны не только получать информацию с помощью таблиц, схем, графиков, диаграмм, но и составлять их самостоятельно на основе текста или других таблиц, схем, графиков, диаграмм, а также на основе аудио- видеоматериалов, вещественных источников. Подобная деятельность развивает умения анализировать, классифицировать, сравнивать, выявлять общее и частное. Умея работать по алгоритму, 8-9-классники учатся самостоятельному составлению учебных памяток, планов ответов, алгоритмов учебной деятельности. Творческие задания усложняются помимо составления описания событий от имени исторического персонажа, составляются газетные публикации, интервью, мемуары, листовки, прокламации, проводятся пресс-конференции и учебные суды. Учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих знания, использующих разнообразные источники и материалы.

Проблемное обучение дает возможность научить устанавливать причинно-следственные связи событий и явлений, что является необходимым умением для исследовательской деятельности. Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом является одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. Дополнительный материал по теме подбирается самостоятельно, ученик сам определяет круг вопросов, который надо осветить и источники. Представление собранного материала может сопровождаться демонстрацией иллюстраций, карт, схем, таблиц, мультимедийных презентаций. Важным условием развития исследовательских умений и навыков остается внеурочная деятельность. 8-9-классники не только участвуют в различных мероприятиях, но и способны самостоятельно проводить и даже разрабатывать формы и задания конкурсов, игр и викторин по истории для учеников младших и сверстников. Совершают экскурсии не только в пределах города, региона, но и по стране. Учатся выступать в роли экскурсоводов и составлять экскурсии по известным и новым маршрутам.

В 8-9 классах начинают написание исследовательских работ. Именно при изучении истории края создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов. В 9 классе желательно преподавание элективного курса «Введение в исследовательскую деятельность», цель изучения которого: развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений научно-исследовательской деятельности.

В процессе преподавания элективного курса решаются следующие задачи:

• Создание условий для формирования специальных исследовательских умений и навыков.

• Создание условий для развития умений и навыков работы с различными источниками исторической информации.

• Создание условий для формирования знаний о структуре, содержании, этапах исследовательской работе и её методах.

• Создание условий для формирования представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.

 В результате освоения умений и навыков исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности к окончанию основной школы у обучающихся происходит

• усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях;

• овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;

• формирование разнообразных умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

• формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений;

• формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса;

• возможность профессионального самоопределения, опираясь на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы в школе.

Исследовательская деятельность обучающихся важна в не меньшей степени и для педагога, который получает стимул для профессионального самосовершенствования, самообразования и признания. В заключение нужно отметить, что формирование навыков исследовательской деятельности в преподавании истории является залогом высокого уровня знаний учащихся по предмету.

Технологическая карта:

создание благоприятного климата отношений учитель - ученик

- развитие интереса к предмету

- приобщение к творческой деятельности

- обучение приемам самостоятельной работы, исследовательской деятельности

- организация учебно-исследовательской деятельности.