Пт08072020

LAST_UPDATEПт, 31 Июль 2020 10am

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Проектный метод на уроках русского языка и литературы

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Проектный метод на уроках русского языка и литературы

Шабанова О.А.

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ с.Сергеевка Хабаровского района

Проектирование- это целенаправленная, в целом, самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно и социально значимой проблемы и получение конкретного результата .

Основные педагогические характеристики проектной технологии при изучении языка :

  • целеполагание (ученик выступает, наряду с учителем, в качестве активного субъекта деятельности);
  • активизация всех сторон личности учащегося: эмоциональной сферы, интеллекта, индивидуальных особенностей;
  • развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе (предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждению дискуссионных вопросов).

Так как реализация проектов происходит в рамках действующих программ, выбирается значимая тема курса, на которую выделено достаточное количество часов. В содержании проекта предусматривается наличие значимой, в исследовательском плане проблемы, задачи, требующей исследовательского поиска и творческого подхода.

Таким образом, содержание проекта- это материал учебной темы, оформленный как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть оформлено в виде материального продукта и обладает социально значимым смыслом для его участников. В основе метода проектов- решение какой-либо проблемы, что предполагает возможность интеграции, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения (исследовательского, поискового, проблемного и других), возможность поиска нового содержания учебной работы, освоения новых методических решений. Учащиеся в процессе реализации легко овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, развивают личностные качества, необходимые для жизни.

Приведу пример конкретных проектов, реализованных вместе с учащимися по русскому языка

Описание проектных работ учащихся

Класс

Предмет

Название проекта

Темы учебного курса

Цель проекта

Основополагающий вопрос

Конечный результат

6

Русский язык

Мой дом. Мой город. Моя страна

Употребление имён существительных в речи

Наблюдение над номинативностью имён существительных.

Какие слова должны быть в Вашем доме, в Вашем городе. в Вашей стране?

Страницы букваря Гражданина

5-7

Русский язык

Слово-это маленькая или крупная единица языка?

Морфемика, лексика, морфология, сфера употребления слов

Исследование языковой единицы с разных сторон языкознания

Слово-это маленькая или крупная единица языка?

Исследования детей конкретных языковых явлений: словообразовательная модель, лексическое значение слова, богатство стилистической окраски

8-9

Русский язык

Где копать лингвисту?

Русский язык в семье славянских языков.

Лингвостилистический анализ текста.Исследование исторических процессов в лингвистике, выявление источников информации лингвиста

Где «копать» лингвисту?

1. Речь детей- это голос из прошлого?

2. Что можно найти в старых рукописях?

3. Можно ли узнать знакомых в чужестранцах?

Исследование исторических изменения в языке, выявление их причин

В рамках проектного обучения происходит усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе как самого предмета, но и исследовательской деятельности учащихся, затрагивающей предметную область-русский язык

В коллективную работу над проблемой вовлекаются не только одаренные ученики, но и дети с низкой учебной мотивацией.