Вт09172019

LAST_UPDATEПн, 16 Сен 2019 3pm

Важные мероприятия

     План график 2019  1

Back Вы здесь:

Материалы

Естественные науки (химия и биология)

Региональный компонент школьного биологического образования

Пак Е.Г., старший методист Центра общего образования ХК ИРО

В Хабаровском крае изучение курса биологии осуществляется в условиях вариативности на основе разных авторских программ и учебно-методических комплектов. Региональный компонент  рассчитан на поддержку базового курса биологии таких учебных линий, как В.И. Сивоглазова, В.В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, Л.Н. Сухоруковой и других. Введение регионального компонента в содержание школьной биологии помогает раскрыть многообразие растительного и животного мира Хабаровского края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности природных объектов и результаты антропогенного воздействия на окружающую среду.

        Он позволяет познакомить школьников с многообразием живого мира Хабаровского края и возникающими локальными экологическими проблемами. При организации занятий можно широко применять принцип межпредметности, используя возможности не только дисциплин естественно-математического цикла, но и возможности литературы, изобразительного искусства, музыкальные средства, - все то, что влияет на эмоционально-ценностную сферу личности учащихся. Содержание биологического краеведения имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к родному дому. Материал краеведческого содержания обладает большим воспитательным потенциалом, так как позволяет развивать экологическую культуру учащихся. Одним из особенностей введения регионального компонента является его практическая направленность и реализация системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

        Широкое использование практических и лабораторных работ при освоении курса школьной биологии активизирует самостоятельную учебную деятельность школьников. Учителю предоставляется возможность реализовать с учётом вариативности выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, подготовленности учащихся и резерва времени. Использование теоретических знаний на практике предполагает проведение экскурсий в природу, местный краеведческий музей, на пришкольный учебно-опытный участок. Используя  электронные образовательные ресурсы, представляющие совокупность взглядов на проблему, учитель способен обеспечить достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном  и поликультурном обществе. Этому будет способствовать и использование дополнительной литературы – хрестоматий, словарей, справочников, определителей животных и дикорастущих растений Хабаровского края. Хабаровским краевым институтом развития образования были выпущены электронные справочные пособия «Флора Хабаровского края», «Животный мир Хабаровского края», которые имеются в каждой школе края.

        На занятиях учителю необходимо использовать  как можно больше натуральных объектов – это живые и гербарные экземпляры дальневосточных растений, чучела животных. Накоплению разнообразного дидактического материала, наглядности будут способствовать и летние задания.

В результате изучения регионального компонента обучающиеся научатся:

  • визуально узнавать и называть как можно большее число видов редких растений и животных;
  • узнавать по иллюстрациям, живым объектам, гербарному материалу виды растений и животных Хабаровского края; 
  • осуществлять классификацию биологических объектов Хабаровского края на основе определения их принадлежности к определённой систематической группе;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • называть ценностные свойства различных видов растений и животных, особенно редких; место этих видов в Красной книге России и Хабаровского края;
  • раскрывать роль растений и животных края в деятельности людей, быту малых народностей Приамурья;
  • знать и аргументировать пути и способы охраны редких видов растений и животных;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека и природе

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных, грибах в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет ресурсах, анализировать, оценивать, переводить её переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению флоры и фауны Хабаровского края, представлять работу на защиту и защищать её;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живым объектам (признание ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознанные, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  •  работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных и грибов; планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;
  • выполнять различные виды природоохранной деятельности в близлежащей окружающей среде;
  • участвовать конкретными делами в пропаганде идей охраны редких и исчезающих растений, животных и грибов Хабаровского края.

Региональный компонент по химии

Ст. методист Центра общего образования ХК ИРО

 Бухарова Раиса Федоровна

Региональный компонент по химии отсутствует в содержании общего образования, разработанного в 1990-2010 гг. в Хабаровском крае.

Основные отрасли промышленности нашего региона связанные с содержанием предмета это

  1. добыча полезных ископаемых
  2. обрабатывающие производства, в том числе: деревообработка, целлюлозно-бумажное производство, производство кокса и нефтепродуктов, резиновых и  пластмассовых изделий, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.

В связи с тем, что все химические производства изучаются только в старшей школе, причем на профильном уровне, в курсе основного общего образования следует обратить внимание на полезных ископаемых.

Хабаровский край – настоящая кладовая природных богатств. Но особенно богат  край своими недрами. По добыче золота край занимает седьмое место в стране. На территории  учтены 377 месторождений, из которых 24 относится к рудным. На их долю приходится 82,5% объема всех разведанных запасов. Разрабатывается 66 месторождений из 179 пролицензированных. Обеспеченность активными запасами золота рудного – 3-10 лет, россыпного – 3-5 года.

В качестве регионального содержания дополнительного к основному химическому содержанию на ступени основного образования можно рекомендовать при изучении таких тем, как:

Содержательная линия Региональный компонент

Вода. Растворы

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе

Минеральные (лечебные) воды, лечебные грязи: Гаванское месторождение (представляет собой участок донных отложений оз. Гавань (Кини) в 3 км к Юго-Западу от бальнеолечебницы «Анненские воды» и в лагуне Сомон вблизи п. Де-Кастри).

Гаванское месторождение лечебных грязей может служить минерально-сырьевой базой для крупного грязевого курорта (II группа месторождений по запасам).

Неметаллы IV – VII групп и их соединения

Соединения углерода и кремния

Добыча каменного угля и производство кокса для металлургической промышленности: по состоянию на 01.01.2013 г. Государственным балансом запасов в Хабаровском крае учитываются 6 месторождений угля, включающих 32 участка (объекта учета), в том числе 3 с бурыми и 29 с каменными углями.

В распределенном фонде недр числятся 4 участка Ургальского каменноугольного месторождения и 2 месторождения: Худурканское каменноугольное (коксовые угли), Мареканское буроугольное (Охотский район). Главным образом, добывались каменные угли из группы газовых, преимущественно подземным способом. Обеспеченность промышленными запасами шахты Северный Ургал с учетом производственной мощности составляет 36 лет.

Территория Хабаровского края на севере граничит с провинциями с установленной промышленной алмазоносностью. В качестве одной из наиболее перспективных площадей на поиски месторождений алмазов рассматриваются юго-западные фланги Ингилийской интрузивно-купольной структуры, где закартированы Западно-Ингилийское и Восточно-Ингилийское поля развития трубок ингилитов, близких по составу кимберлитам.

В пределах Аяно-Майского перикратонного прогиба установлены дайки лампроитов, а в подшейкерной фракции шлиховых проб, отобранных на этой же площади, обнаружены алмазы.

Строительство кирпичного завода в п. Токи Ванинского района (силикатная промышленность)

Фосфориты и апатиты

Металлы и их соединения

Металлы в природе

добыча драгоценных и цветных металлов (AU - Перевальное, Светлое, Нони, AU/Cu – Малмыжское, Sn – Правоурмийское)

восстановление обогатительной фабрики в п. Горный Солнечного района (ПАО «Руслово» - единственное в РФ) Светлое в Охотском муниципальном районе, компанией ОАО «Полиметалл УК», с объем добычи до 1 т золота в год. Ввод в эксплуатацию — 2017 год.

-      Кутын в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе, компанией ОАО «Полиметалл УК»,  объем добычи до 1 тн  в год. Ввод в эксплуатацию — 2016 г.

-      Нони в Верхнебуреинском муниципальном районе, объем добычи до 1,5 т золота в год, 2017 г.

-      Перевальное в Аяно-Майском муниципальном районе,  ООО «Амур золото»,  объем добычи до 1 т в год,  2016 г.

-      Дяппе в Ульчском муниципальном районе, объем добычи до 1 т  в год, 2018 г.

На ближайшее десятилетие предприятия  обеспечены и платиной, которую добывают на россыпях реки Кондер. По  добыче этого металла край занимает второе место в стране.

Промышленные запасы каменного угля превышают 1 млрд т, прогнозные ресурсы коксующихся углей – 4 млрд т. Прогнозные ресурсы запасов месторождений бурого угля, расположенных в Среднеамурском бассейне  – 7 млрд т.

Также  в крае расположено семь крупных оловорудных районов. Добыча и обогащение оловянных руд ведутся в Комсомольском рудном районе. Месторождения эти комплексные, содержащие помимо олова промышленные концентрации меди, серебра, вольфрама, висмута, индия.

В Аяно-Майском районе найдены крупные запасы циркония.

Кроме перечисленных видов минерального сырья имеются цеолиты, каолиновое сырье, цементное сырье, базальты. Значительны запасы минерально-строительного сырья, а также камней самоцветов, агатов, яшмы, халцедонов, ряда поделочных и облицовочных разновидностей камней. В болотах и озерах значительны запасы торфа и сапропеля. Разведаны и эксплуатируются месторождения термальных и питьевых минеральных вод.

Край богат полезными ископаемыми - имеются олово, ртуть, железная руда, каменный и бурый уголь, графит, брусит, марганец, полевой шпат, фосфориты, алуниты, строительные материалы, торф. Предприятия цветной металлургии специализируются на разработке оловянно-полиметаллических и золотосеребряных руд, россыпных месторождений золота и платины. Используемые руды месторождений - полиметаллические, содержащие до 20 компонентов, в том числе редкие металлы. Золотодобыча в основном ведётся на россыпных месторождениях старательскими артелями. Нижнеамурским ГОКом разрабатывается крупное месторождение коренного золота "Многовершинное" в районе г. Николаевска-на-Амуре. В бассейне реки Мая открыты многочисленные проявления нефти. В Аяно-Майском районе залегают мощные пласты высококачественных углей.

В Хабаровском крае находится единственное не полностью разведанное месторождение ртути Ланское (Ветвистое). Его балансовые запасы категории С2, относящиеся к нераспределённому фонду, составляют 512 т. Прогнозные ресурсы ртути по территории Хабаровского края не утверждались.    

Государственным балансом в Хабаровском крае учитывается мелкое месторождение урана Ласточка. В результате проводившихся в больших объёмах поисково-разведоч-ных работ также оценены авторские запасы по двум малым месторождениям, расположенным в Верхнебуреинском и Аяно-Майском районах. Они не утверждены по причине малого количества запасов и расположения в экономически неосвоенных районах.

Месторождение урана Ласточка представляет собой одну крутопадающую и пять пологих залежей, связанных между собой непрерывными переходами. Промышленные запасы составляют 3,9 тыс. т при содержании урана 0,107 – 0,184 %. Сопутствующим металлом является молибден, запасы которого составляют 408 т при содержании 0,046 %. Руды относятся к легкообогатимым, извлечение в товарный продукт 43,7-97,4 %. Месторождение находится в резерве ввиду малых запасов урана и слабой освоенности района, но обладает возможностью прироста запасов за счёт изучения глубоких горизонтов.

Месторождение урана Молодёжное представляет собой рудное тело в форме крутопадающей линзы, в которой минералы урана находятся в виде мелких рассеянных вкраплений и сгустков пылевидных частиц в древних осадочных породах. Руды легкообогатимые, извлечение металла в товарный продукт составляет 96 %. Запасы урана в количестве 630 т при содержании 0,08 % балансом не учитываются из-за малого количества. В то же время, месторождение имеет ресурсы увеличения запасов как на глубине, так и по простиранию рудоносного горизонта.

Месторождение Тавитчак находится в Аяно-Майском районе и представляет собой 11 мелких рудных тел сложной формы, по которым были подсчитаны ресурсы в количестве менее 1 тыс. т.


[1] Приложение 1