Не знаю, с чего начать... Честно.
Обстоятельства привели к необходимости подробно, в деталях, вдоль и поперёк с фонариком в зубах изучить тему аттестации педагогических работников. Результат - обескураживающее недоумение. Почему? Да получается, что по нескольким причинам.
Вот, например, не так давно в блоге одного из не самых рядовых людей в системе образования Хабаровского края прочитал, что в образовании - настоящие профессионалы, работают на высоком уровне... А сейчас сижу и думаю, что это, скорее всего, нужно относить именно к педагогическим работникам, а не к работникам, управляющим отраслью... Как так можно взять и создать такое количество документов по аттестации, настолько не согласующихся ни с единым федеральным порядком, ни с собственными полномочиями, ни со здравым смыслом...??? Нет, я нисколько не сомневаюсь в том, что авторы конкретных документов не пожалели сил, вложили в свою работу душу, знания и т.д. И понятно, что нельзя быть одновременно творческим педагогом, креативным руководителем, хорошим юристом и умелым бюрократом (в хорошем смысле слова, означающем искусство составления документов и управления ими). Но в то же время почему, например, хорошие юристы министерства образования не увидели явных несоответствий и противоречий и пропустили документы на подпись руководству? Почему креативные руководители придумали педагогам много того, чего они в рамках аттестации делать не обязаны, и фактически переложили на их плечи и карманы основное бремя аттестационных забот и расходов? Почему на форумах и блогах управленцы пишут о ссылках на федеральные документы и разъяснения, а при прочтении краевых документов складывается ощущение, что их авторы федеральные документы в глаза не видели? Почему аттестация в крае кое-как, со скрипом начала действовать только к сентябрю 2011 года? Неужели девяти месяцев до введения нового порядка в действие нашим профессионалам не хватило? Как же так? Где же все те профессионалы, о которых была речь? И если это они и есть, почему такой грандиознейший ляп с аттестацией? Может просто дело в том, что не очень-то хотелось напрягаться ради создания принципиально новой системы аттестации, когда всего-то можно лишь немного подрихтовать старую? Может дело в том, что принципиально новый порядок аттестации предусматривал бы максимальную развёрнутость лицом к конкретному педагогу, а органам управления и, в первую очередь, министерству сулил бы значительные заботы, хлопоты и расходы? Вот, ей-Богу, совсем не хочется верить в это... Ну, тогда где же этот профессионализм высокого уровня???
А с другой стороны - тоже обескуражен... В крае очень большое педагогическое сообщество. Как так - столько умных, образованных людей тихо, покорно и добровольно соглашаются на то, что процедура аттестации в крае принимает такой сложный и местами даже несколько дискриминационный характер??? Как так - ни одного голоса против ни на одном из публичном ресурсов??? Более того, многие активно и с энтузиазмом включаются, поддерживают. По всей видимости, доверяя управленцам, считая их, действительно непогрешимыми профессионалами... Странно, почему никто не читает основополагающих документов, принятых на федеральном уровне? Почему ни у кого не возникает вопросов? Все дискуссии - о частностях и деталях непринципиального характера. Люди готовы заниматься решением несвойственных задач, сдавать тесты, ехать в другой город, тратиться на поездки и кучу сопутствующих расходов... Почему???
Рассказал о своём недоумении нескольким друзьям, которые, несмотря ни на что, продолжают работать в школе. Говорят они мне - а чему тут удивляться? В сообществе педагогов так называемое условное послушание вышестоящим администраторам десятилетиями основывалось на относительной недоступности актуальной и истинной информации на местах. Возражать не было смысла по двум причинам: а) дефицит информации как базы для справедливых возражений; б) нецелесообразность противопоставлять себя сложившейся мощной системе. Учителя привыкли доверять на слово методистам, директорам, специалистам районо и гороно, курсов повышения квалификации. Кроме того, ради получения хоть какой-то надбавки за категорию в условиях достаточно бедного существования, люди готовы сделать всё, что им скажут, не вдаваясь в такие "высокие материи" как законность, правомерность, справедливость и т.п. Им не нужны правильные приказы краевого министерства. Им нужна надбавка к зарплате. Поэтому, - уверили меня, - твои выступления "за правду", скорее всего останутся всего лишь гласом, вопиющего в пустыне, а сам готовься примерить костюмчик белой вороны. На массовое кусание руки, хлеб дающей, педагоги не пойдут. Не говоря уже об административных рычагах точечного воздействия на неугодных и несогласных и т.п......
Размышлений добавилось...
И знаете... Меня воспитывали замечательные люди. Они учили меня не соглашаться с тем, что неправильно. Конечно, жизнь пошлифовала изрядно и меня. И сейчас я так же, как и многие, часто взвешиваю вопросы социальной и финансовой безопасности своей семьи прежде, чем принять решение - бросаться или не бросаться в драку. В драку - это я, конечно, приукрасил непомерно!

)) В дискуссию, в спор, в поиск истины.
Короче! Я - не согласен!!!
Я не согласен с тем, как спроектирован формат аттестации педагогов в Хабаровском крае. Считаю его неправомерным, не соответствующим федеральному порядку аттестации, ущемляющим права педагогов, создающим для них абсолютно ненужные заботы и расходы и т.д. и т.п.
Открывая эту "оппозиционную" тему на форуме ХК ИРО, я вовсе не планирую устраивать здесь акцию протеста, выкрикивать лозунги, пламенные речи и т.д. Я не хочу здесь никого ни в чём обвинять, порождать сомнения в чьей-то компетенции и т.п. Более того, я благодарен и признателен тем, кто проделал огромную работу, результатом которой стала та модель аттестации, которую я собираюсь подвергнуть критике. И знаете, почему? Потому, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Лейтмотив практически всех созданных документов явно демонстрирует, что их авторы исходили из желания найти нечто совершенное, современное, отражающее и реалии, и специфику сегодняшнего дня, пытались заложить некий вектор развития системы в целом. Совершённые ошибки нельзя использовать как основание для приговора, а только как повод для дальнейшей созидательной работы по улучшению того, что имеем. Главное, чтобы были соответствующие желание и воля у тех, от кого это зависит. Исправить прошлое всё равно уже не получится!

)) И ещё... Дабы не повернулся у кого язык по поводу "развели тут критиканство". Если кому-то потребуются мои мозги, мысли и предложения для конкретного дела, а не для профанации, я в задних шеренгах отираться не буду.
Я хочу открыть по-настоящему профессиональную дискуссию со специалистами, способными вести спокойный аргументированный спор по заданной теме, не заморачиваясь такими абсолютно непрофессиональными (как мне кажется) действиями, как переходы на личности, поиски виновных, обиды и защита в форме нападения. Я не собираюсь кого-либо тут к чему-то призывать. Я хочу просто высказать свою оценку той модели аттестации, которую реализует в данный момент министерство, и постараться максимально доходчиво аргументировать свою позицию. Продолжится этот разговор дальше или нет, зависит от того, насколько это будет интересно самим аттестуемым педагогам и востребовано ими. Чем этот разговор в итоге закончится, и какими будут последствия для аттестации (и будут ли они вообще), зависит уже не от меня.
В течение ближайшего времени, по мере собственных возможностей, я буду публиковать здесь в виде отдельных сообщений свои соображения. Каждое из них, скорее всего, будет посвящено тому или иному аспекту, нюансу, вопросу той аттестационной процедуры, которая сейчас предлагается педагогам в Хабаровском крае. Логику последовательности сообщений буду стараться выдерживать относительно того, как окунается в тему аттестации предполагаемый мной гипотетический среднестатистический педагогический работник. На ваши вопросы и комментарии постараюсь отвечать настолько оперативно, как это позволят мне обстоятельства.
Буду рад всем конструктивным собеседникам и партнёрам по дискуссии! Готов признать свою неправоту и согласиться с оппонентом, но только после того, как мне (и другим возможным читателям) это будет доказано ясно, доходчиво и аргументированно.
Ну что, кому-нибудь интересно???

))