Чт05282020

LAST_UPDATEЧт, 28 Май 2020 12pm

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Духовно-нравственное - это какое?

Духовно-нравственное - это какое? 31 Июль 2015 13:27 #15125

и еще одна мысль : мы (хочется верить, что большинство педагогов) действительно, очень исполнительные и ответственные. Сказано: "духовно- нравственное" и пошли... формы, мероприятия: массовые и индивидуальные. Заорганизованность, заформализованность. Здесь все тоньше - здесь простой человеческий интерес человека к человеку, понимание его проблем, со-переживание и со-участие. Иногда просто разговор, а на него времени как раз и не хватает, даже у занятого родителя на собственного ребенка, что уж говорить о занятом учителе?
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Духовно-нравственное - это какое? 31 Июль 2015 13:18 #15123

Видите, мы непроизвольно , говоря "духовно-нравственное" , подразумеваем религиозное. Это не так однозначно.
Постараюсь найти вчерашнее выступление В.Малявина о воспитании религией в Китае. Есть очень интересные мысли.
Мы разные и что с этим делать, надо срочно учиться. Мир меняется так стремительно (избитая фраза), но посмотрите: вчерашний друг, товарищ и брат вдруг становится заклятым врагом :woohoo: , про "наоборот" не уверена.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Духовно-нравственное - это какое? 31 Июль 2015 13:05 #15121

Я очень осторожно и одновременно бережно отношусь к сочетанию духовно-нравственное воспитание. Особенно если это касается школы. Если взять воспитание, где ключевым словом является «формирование» заданных качеств, ценностей, установок, то оно несёт в себе императив, т.к. ребёнку многому предстоит научиться и принять некую норму как руководство к действию. Поэтому мы где-то ведём ребёнка, а где-то подводим растущего человека к заданным через стандарты и моральные кодексы состояниям готовности включиться в жизнь как созидателя и строителя лучшего будущего. Само понятие «культура» - от слова «культ» (долженствование), как некая магистраль со своими правилами и знаками дорожного движения. Вот обучить правилам дорожного движения по жизни – это я понимаю, а в остальном у меня возникают вопросы. Один из них - это выделение духовно-нравственного воспитания в одно из направлений внеурочной деятельности. Я знаю достаточно много верующих людей, которые включали своих детей в жизнь церкви. Однако в подростковом возрасте эти дети неожиданно для родителей выдали очень сильные протестные реакции и ударились во всё тяжкое. Не произойдёт ли что-то похожее в школе, когда мы напрямую будем заниматься духовно-нравственным воспитанием?
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Духовно-нравственное - это какое? 31 Июль 2015 12:47 #15120

Елена Ивановна Осеева пишет:
Только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только с помощью сотрудничества.И это актуально при любых "Стандартах"
Со-гласна, с со-трудничеством. Не "за" ребенка , а вместе. С родителями, семьей, воспитателями и учителями. Хотела продолжить .. неравнодушными людьми и задумалась: кто эти люди? :) Желание "повоспитывать", "привить" есть у многих. Существует множество аспектов и особенностей воспитания, какие учитывать, на какие равняться, с чем спорить?
Последнее редактирование: 31 Июль 2015 12:58 от Беляева Любовь Леонидовна .
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Духовно-нравственное - это какое? 31 Июль 2015 12:15 #15119

Только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовить к социальной гармонии и сотрудничеству, только с помощью демократии можно подготовить к демократии - эти слова С. Френе можно продолжить: только с помощью гуманного отношения к ребенку, построенного на общечеловеческих ценностях, можно воспитать человека гуманного, ориентированного на общечеловеческие духовно-нравственные ценности.
И воспитание начинается в этом смысле с добродушного взгляда учителя, с доброго слова, обращенного к ребенку, с протянутой руки поддержки...И это актуально при любых "Стандартах"
Последнее редактирование: 31 Июль 2015 12:21 от Елена Ивановна Осеева.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Духовно-нравственное - это какое? 31 Июль 2015 12:10 #15117

Елена Владимировна Ходжер пишет:

Личный пример, семья, общество, ... ситемно-деятельностный подход... все в наших руках

Рада Вашему оптимизму, и "преклоняюсь" перед системно-деятельностным подходом, как панацеей от всех проблем воспитания, особенно духовно-нравственного. В том, что деятельность способствует развитию личности - факт очевидный. об этом писал еще Л.С. Выготский. Но, что нужно сделать, что бы она не стала "три очка за старичка"?
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Елена Ивановна Осеева

Духовно-нравственное - это какое? 31 Июль 2015 10:14 #15115

  • Елена Владимировна Ходжер
  • Елена Владимировна Ходжер аватар
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Личный пример, семья, общество, ... ситемно-деятельностный подход... все в наших руках
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Духовно-нравственное - это какое? 31 Июль 2015 07:24 #15104

Ирина Викторовна Сеньчукова пишет:
. Так как же быть школе, с чего начать, куда направить свои усилия, чтобы духовно-нравственное воспитание школьников не стало для "галочки"?
Мне кажется, я сейчас спою гимн системно-деятельностному подходу. :)

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность.
Владимир Малявин, преподаватель Тайваньского университета, размышляя о "стратегии", пояснил, что стратегическое действие- это невидимое действие. Научитесь делать "невидимое", Вы- стратег.
Любое! Живое! Педагогически организованное! сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для ребенка субъектами - залог успеха.
Замечу, что системно-деятельностный подход отвергает попытки локализовать воспитание в границах отдельных учебных предметов, форм, видов образовательной деятельности.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Ирина Викторовна Крайняя, Семенова Светлана Владимировна, Елена Владимировна Ходжер

Духовно-нравственное - это какое? 30 Июль 2015 15:13 #15095

Я считаю, что система нравственных убеждений складывается иногда всю жизнь, ведь человека можно переубедить, разубедить в том, в чём он, казалось, был уверен. Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах, когда нравственные представления детей, полученные в семье, оформляются в педагогическом процессе в понятия, то есть закладываются основы нравственных убеждений человека. Как отслеживать этот внутренний процесс педагогу? Учитель имеет интуитивные представления о нравственном уровне своих учеников, и они по большей части соответствуют действительности, ведь учитель начальной школы очень близок и открыт детям – общаясь с ними, он сохраняет и культивирует в себе детскость и творчество, без чего нельзя работать с детьми этого возраста. И, самое главное, он видит учеников своих не только на уроках, а ведь поведение ребенка, его поступки, их мотивы, если учитель их наблюдает и анализирует, говорят педагогу об уровне нравственной убежденности, дефектах нравственного воспитания и нравственных представлениях учащихся гораздо точнее и серьезнее, чем слова
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Барышева Оксана Владимировна, Елена Владимировна Ходжер

Духовно-нравственное - это какое? 30 Июль 2015 14:38 #15094

  • Ирина
  • Ирина аватар
  • Offline
  • Начинающий участник
  • Сообщений: 32
  • Спасибо получено: 41
Занятно! Источник: facebook

"Дети — это святое. Все лучшее детям. Пусть хоть дети поживут. Цветы жизни. Радость в доме. Сынок, не беспокойся, папа для тебя все сделает.
Что-то меня вот эта песня страшно утомила. И как родителя, и как бывшего ребенка, и как будущего деда. Может, хватит уже любить детей? Может, пора уже с ними как-нибудь по-человечески?

Лично я не хотел бы появиться на свет в наше время. Слишком много любви. Как только ты обретаешь дату рождения, ты тут же становишься куклой. Мама, папа, бабушки, дедушки тут же начинают отрабатывать на тебе свои инстинкты и комплексы. Тебя кормят в три горла. Тебе вызывают детского массажиста. Тебя для всеобщего умиления одевают в джинсы и курточки, хотя ты еще даже сидеть не научился. А если ты девочка, то уже на втором году жизни тебе прокалывают уши, чтобы вешать золотые сережки, которые во что бы то ни стало хочет подарить любящая тетя Даша.

К третьему дню рождения все игрушки уже не помещаются в детскую комнату, а к шестому — в сарай. Изо дня в день тебя сначала возят, а потом водят по магазинам детской одежды, по пути заруливая в рестораны и залы игровых автоматов. Особо одаренные по части любви мамы и бабушки спят с тобой в одной постели лет до десяти, пока это уже не начинает попахивать педофилией. А, да — чуть не забыл! Планшетник! У ребенка обязательно должен быть планшетник. А желательно еще и айфон. Прямо лет с трех. Потому что он есть у Сережи, ему мама купила, а она ведь вроде не так уж много зарабатывает, гораздо меньше нас. И даже у Тани есть из соседней группы, хотя она вообще с бабушкой живет.

Перед школой обычно заканчивается «кукольный период», и тут же начинается «исправительно-трудовой». Любящие родители, наконец, осознают, что они наделали чего-то не того. У дитяти лишний вес, скверный характер и синдром дефицита внимания. Все это дает повод для перехода на новый уровень увлекательной игры в родительскую любовь. Этот уровень называется так - «найди специалиста». Теперь с тем же энтузиазмом тебя таскают по диетологам, педагогам, психоневрологам, просто неврологам и просто психологам. Родня бешено ищет какое-нибудь чудо, которое позволит добиться волшебных оздоравливающих результатов, не меняя при этом собственного подход к воспитанию дитяти. На эти эзотерические по сути практики тратится куча денег, нервов и море времени. Результат — ноль целых, чуть-чуть десятых.

Еще для этого периода характерна отчаянная попытка применить к ребенку нормы железной дисциплины и трудовой этики. Вместо того, чтобы искренне увлечь маленького человечка каким-нибудь интересом, вместо того, чтобы дать ему больше свободы и ответственности — родственники выстраиваются в очередь с ремнем и криком. В результате — ребенок учится жить из-под палки, теряя способность хоть чем-то интересоваться.
Когда же бесполезность потраченных усилий становится очевидной, начинается этап надломленной родительской пассионарности. Тут почти все любящие родители вдруг резко начинают своих детей ненавидеть: «Мы для тебя, а ты!» Разница лишь в том, что у одних эта ненависть выражается в полной капитуляции с дальнейшим направлением отрока в образовательное учреждение закрытого типа (суворовское училище, элитная британская школа), а другие врубают в своей голове пластинку с надписью «ты — мой крест!»

Смирившись с тем, что ничего путного из человека не вышло, родители с Тымойкрестом на шее продолжают добивать в своем уже почти взрослом ребенке личность. Отмазывают от армии, устраивают на платное отделение в ВУЗ, дают деньги на взятки преподавателям и просто текущие расходы, покупают квартиру, машину, подбирают синекуру в меру своих возможностей. Если от природы Тымойкрест не слишком талантлив, то эта стратегия даже приносит какие-то более-менее съедобные плоды — вырастает психически искалеченный, но вполне добропорядочный гражданин. Вот только гораздо чаще на залечивание ран, нанесенных избыточной родительской любовью, дети расплачиваются совсем иначе — здоровьем, жизнями, душами.

Культ детей возник в нашей цивилизации не так давно — всего каких-то 50-60 лет назад. И во многом это такое же искусственное явление, как ежегодно выпрыгивающий из маркетинговой табакерки кока-кольный Санта-Клаус. Дети — мощнейший инструмент для раскрутки гонки потребления. Каждый квадратный сантиметр детского тела, не говоря уже о кубомиллиметрах души, давно поделен между производителями товаров и услуг. Заставить человека любить самого себя такой маниакальной любовью — это все-таки довольно сложная морально-этическая задача. А любовь к ребенку заводится с полоборота. Дальше — только счетчик включай.

Конечно, это вовсе не означает, что раньше детей не любили. Еще как любили. Просто раньше не было детоцентричной семьи. Взрослые не играли в бесплатных аниматоров, они жили своей естественной жизнью и по мере взросления вовлекали в эту жизнь свое потомство. Дети были любимы, но они с первых проблесков сознания понимали, что являются лишь частицей большого универсума под названием «наша семья». Что есть старшие, которых надо уважать, есть младшие, о которых надо заботиться, есть наше дело, в которое надо вливаться, есть наша вера, которой надо придерживаться.

Сегодня же рынок навязывает обществу рецепт семьи, построенной вокруг ребенка. Это заведомо проигрышная стратегия, существующая лишь для того, чтобы выкачивать деньги из домохозяйств. Рынок не хочет, чтобы семья строилась правильно, потому что тогда она будет удовлетворять большинство своих потребностей сама, внутри себя. А несчастная семья любит отдавать решение своих проблем на аутсорсинг. И эта привычка уже давно стала фундаментом для целых отраслей на миллиарды долларов. Идеальный, с точки зрения рынка, отец — это не тот, кто проведет с ребенком выходные, сходит в парк, покатается на велосипеде. Идеальный отец — это который будет в эти выходные работать сверхурочно, чтобы заработать на двухчасовой визит в аквапарк.

И знаете что? А давайте-ка заменим в этой колонке глагол «любить» на какой-нибудь другой. Игнорировать, плевать, быть равнодушным. Потому что, конечно, такая родительская любовь — лишь одна из форм эгоизма. Бешеная мать, трудоголик-отец — все это не более чем игра инстинктов. Что бы мы там ни наговорили себе про родительский долг и жертвенность, такое отцовство-материнство — это грубое наслаждение, что-то типа любовных утех, одна сплошная биология.

Есть такая прекрасная индейская поговорка: «Ребенок — гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти».

Накормить — и дурак сможет, воспитать — это уже сложнее, а вот уметь ребенка с первых минут его жизни потихоньку от себя отпускать — это и есть любовь. Ты как всегда прав, Чингачгук."

Автор неизвестен
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.324 секунд